Электронное здравоохранение – синтез медицины и информационно-коммуникационных технологий. Перспективы электронного здравоохранения в россии Проблема и решение
Проблема и решение
Рост спроса на медицинские услуги с одновременным повышением требований к их качеству приводит к неизбежному увеличению стоимости медицинских услуг. Это ставит перед государством очень серьезную проблему – как обеспечить доступность всех видов медицинской помощи, гарантированной законодательством.
Простым увеличением затрат на здравоохранение, как свидетельствует и отечественный, и мировой опыт, эту проблему не преодолеть. Решение может быть найдено только в интеграции всех имеющихся в системе здравоохранения ресурсов, а также в их оптимизации и эффективном планировании.
Речь идет о повышении качества управления, оптимизации потоков пациентов, устранении излишних бюрократических звеньев, организации безбарьерного взаимодействия между всеми звеньями системы здравоохранения, активизации процессов широкого и быстрого внедрения в медицинскую практику новейших технологий диагностики и лечения.
С этой целью в России с 2011 года создается единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) .
Электронное здравоохранение должно охватить первичную и скорую помощь, профилактику заболеваний и стационарное лечение, лекарственное обеспечение, повышение информированности граждан, подготовку врачей, научную деятельность и управление отраслью.
Чтобы обеспечить связанность информационного пространства во всех поликлиниках и больницах страны должны использоваться единые форматы обработки в электронном виде медицинской информации и регламенты взаимодействия. Эти организации должны быть оснащены медицинскими информационными системами, с помощью которых в том числе ведутся электронные медицинские карты.
Важным элементом электронного здравоохранения в ближайшей перспективе должны стать телемедицинские системы, а также сервисы для дистанционного мониторинга здоровья.
В основе всей системы лежит информационно-телекоммуникационная инфраструктура, предназначенная для обработки и передачи данных, а также обеспечивающая информационную безопасность и защиту персональных данных.
По состоянию на 2016 год проделана огромная работа, в 83 субъектах Российской Федерации были внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медицинские карты пациентов. 57% автоматизированных рабочих мест медицинского персонала подключены к медицинским информационным системам, в 83 субъектах реализованы системы электронной записи на прием к врачу, в 66 - внедрены автоматизированные системы диспетчеризации санитарного автотранспорта, в 75 - внедрены автоматизированные системы льготного лекарственного обеспечения.
Чем электронное здравоохранение поможет пациенту и врачу?
Информационные технологии в сфере здравоохранения помогают пациенту упростить процедуру и сократить сроки получения медицинской помощи, повысить качество любых видов помощи, отмечает Алексей Ремез , основатель и руководитель интернет-сервиса Unim , предоставляющего пациентам возможность получить врачебное мнение по результатам диагностики онкологических заболеваний.
Кликните, чтобы увеличитьАктивно развивается направление портативных медицинских приборов для удаленной диагностики показателей здоровья пациентов. У врача появляется возможность дистанционно вести наблюдение за наиболее важными показателями, не допуская критических ситуаций.
Удаленным способом уже сейчас можно снимать около 12 параметров - давление, ЭКГ, температуру, уровень сахара и прочее. Их массовое использование позволит с большей эффективностью бороться с наиболее распространенными хроническими заболеваниями, делая акцент на профилактику, и резко снизить количество тяжелых осложнений, приводящих к госпитализации.
По экспертным оценкам, которые приводит Александр Саверский , президент «Лиги защитников пациентов », введение дистанционных технологий снижает уровень госпитализации и расходов на нее на 40%. Реальную эффективность покажет практика. Но, очевидно, что если человеку вовремя поставили правильный диагноз, подобрали необходимые лекарства, помогли скорректировать образ жизни, - это позволит сократить расходы на скорую помощь, содержание его в стационаре, больничные листы, инвалидность и т.д.
Для этого предстоит законодательно урегулировать вопросы оказания дистанционных медицинских услуг.
Подготовленные изменения в федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых в том числе рассматриваются вопросы правового обеспечения применения телемедицинских технологий, могут быть приняты Госдумой в осеннюю сессию.
Далее потребуется проработать вопросы оплаты телемедицинских услуг со стороны системы обязательного медицинского страхования, определить правила дистанционного взаимодействия медицинских работников, медицинского работника и пациента, проработать перечень медицинских услуг, оказание которых допустимо в дистанционной форме.
Один из важнейших элементов единой системы здравоохранения с точки зрения как врача, так и пациента - электронная медицинская карта. По состоянию на сентябрь 2016 года в субъектах Российской Федерации они были заведены на 46 млн граждан России. Наполнение электронной карты медицинской информацией позволит пациенту обращаться к врачу в любом регионе страны, имея историю болезни под рукой в онлайн-доступе.
Именно этим целям и отвечает развитие центрального компонента ЕГИСЗ - интегрированной электронной медицинской карты. Наполнение ее данными из региональных медицинских информационных систем обеспечит преемственность процесса оказания медицинской помощи, а использование врачами усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечит юридическую значимость содержащейся в ней информации.
Следующий важный шаг - запуск в начале 2017 года на Едином портале госуслуг личного кабинета «Мое здоровье», - говорит директор ИТ-департамента Минздрава Елена Бойко . |
Личный кабинет пациента должен стать удобным инструментом для предоставления электронных услуг в сфере охраны здоровья, с соблюдением принципов «единого окна», безопасности персональных данных и равного уровня качества вне зависимости от места проживания граждан.
За реализацию личного кабинета пациента отвечают Минздрав как оператор ЕГИСЗ и Минкомсвязь как оператор инфраструктуры Электронного Правительства, но фактически успех реализации будет зависеть от готовности региональных медицинских информационных систем передавать необходимую информацию о расписании врачей, а также данные в нужном формате из медицинских информационных систем в ЕГИСЗ.
В будущем хранящиеся в единой системе медицинские данные пациентов, при условии их деперсонализации, могут быть использованы для создания российских систем поддержки принятия врачебных решений и баз знаний.
Эти системы будут основаны на методах анализа Big Data, которые возможно использовать при постановке диагноза, выборе методики лечения, назначении и мониторинге приема лекарственных препаратов, - отмечает Константин Солодухин , генеральный директор Национального центра информатизации . |
Если говорить о медицинских информационных системах, то они уже сейчас обладают всем необходимым функционалом, максимально приближенным к повседневным процессам деятельности врача.
Ещё одна задача с точки зрения развития МИС – увеличение количества мобильных автоматизированных рабочих мест (АРМ) для медицинского персонала.
Технологии для управления отраслью
Технологической основой системы электронного здравоохранения, с помощью которой осуществляется взаимодействие всех ее участников, является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. С ней интегрируются медицинские информационные системы регионов.
Кликните, чтобы увеличитьИнформация из медицинских организаций поступает в региональный сегмент, а оттуда – в федеральный. Аггрегируя медицинскую информацию, сведения о потоках пациентов, о потребностях в кадрах и другую, Минздрав имеет возможность формировать статистику и принимать обоснованные управленческие решения.
Первый уровень управления здравоохранением – главные врачи медицинских организаций. В медицинских информационных системах они работают редко, но понимают, что МИС – это инструмент оперативного мониторинга состояния работы медицинской организации.
В условиях перехода на подушевое финансирование у главного врача появляются новые цели: повышение привлекательности медицинской организации для пациентов и эффективность использования её ресурсов, а эти задачи сложно решать без использования информационных технологий, добавляет эксперт.
Следующий уровень управления – региональный. МИС уровня субъекта обеспечивает сервисы электронной записи на прием, сбор медицинской информации из электронных карт пациентов, формирование регистров медицинских организаций, врачей и пациентов, реестра лекарственных средств.
В будущем, по мнению Елены Штыковой, региональные системы будут снабжаться инструментами планирования и прогнозирования, в силу того, что ожидается развитие региональных сервисов, обеспечивающих информационную поддержку принятия врачебных решений.
Задачи увеличения доступности медицинской помощи будут решаться за счёт развития телемедицины – региональных сервисов взаимодействия граждан с медицинским работниками и обеспечения оперативного доступа к данным о своем здоровье.
Большое значение имеют интеграционные проекты между участниками электронного здравоохранения - Минздравом, ФОМС, ФСС как на федеральном, так и на региональном уровне.
На уровне федерального сегмента, по словам директора ИТ-департамента Минздрава, прорабатывается целый комплекс мероприятий, призванных повысить эффективность управленческой деятельности, - это и внедрение юридически значимого электронного медицинского документооборота, и создание телемедицинской подсистемы.
Медицинские работники и сотрудники управления здравоохранением должны быть готовы к использованию возможностей, предоставляемых информатизацией. Для большей эффективности мероприятий по информатизации здравоохранения необходимо внедрение в образовательные программы медицинских учебных заведений специальных курсов, где будущим врачам и специалистам по управлению здравоохранением должны объяснять как инфомационные технологии интегрируются с медицинскими процессами и процессами управления.
Рассматривая понятие «электронное здравоохранение» как систему оперативного доступа к персонифицированной информации корпоративных систем или распределенных БД с использованием телекоммуникационных каналов связи, следует иметь в виду, что эта перспектива должна определять сегодняшние действия при разработке программных продуктов в отношении их последующей интеграции.
На современном этапе термин «e-Health» также используется и в отношении широко распространяемых через Интернет услуг, связанных со здравоохранением, которые включают в себя обмен информацией, программы самопомощи и медицинские советы. Такую трактовку следует признать ошибочной, так как речь идет лишь о ряде направлений Интернет-медицины.
Единое пространство или поле медицинских данных обеспечивает:
· доступность лечащему врачу ЛПУ, в котором на данный момент обслуживается пациент, всей совокупности его медицинских данных независимо от места их нахождения;
· оперативный обмен данными о параллельно проводимом в различных ЛПУ лечении/реабилитации по поводу одного или разных заболеваний;
· анализ эффективности всего комплекса профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий;
· своевременное получение необходимых данных для принятия решений медико-социального плана (при условии информационного обмена со службами социального обеспечения населения).
Таким образом, единое информационное медицинское (медико-социальное) пространство - это новая технология наблюдения и лечения пациентов и взаимодействия медицинских и социальных служб.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение электронному здравоохранению.
2. Какие существуют примеры использования элементов электронного здравоохранения?
3. Что подразумевает персоноцентрированный уход?
4. каким образом обеспечивается единое пространство медицинских данных?
5. Дайте понятие единому информационному пространству системы здравоохранения?
6. Какие вопросы необходимо решить для создания единого общероссийского информационного медицинского пространства?
7. Приведите примеры использования элементов электронного здравоохранения?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Система здравоохранения Российской Федерации представляет собой сложный динамический комплекс, управление которым наряду с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на территориальном и муниципальном уровне осуществляют соответствующие органы здравоохранения.
Внедрение информационно-компьютерных технологий в практическое здравоохранение обеспечивает:
· мониторинг состояния здоровья населения и системы оказания медицинской помощи;
· совершенствование наблюдения за разными группами населения в процессе общей диспансеризации и при профильных осмотрах отдельных контингентов;
· повышение преемственности наблюдения пациентов в различных медицинских учреждениях, в том числе на этапах оказания неотложной помощи;
· повышение эффективности диагностики при одновременном снижении экономических затрат за счет последующего целенаправленного дополнительного обследования больных;
· поддержку процесса принятия решений в вопросах диагностики и лечения с учетом факторов критического риска, что важно для снижения инвалидности и смертности;
· оценку объективных интегральных региональных и федеральных показателей здоровья в динамике;
· совершенствование анализа и учета в клинической медицине и, как следствие, повышение управляемости медицинской службой страны;
· оперативный контроль и принятие долговременных решений на разных уровнях системы здравоохранения на основе анализа информации, интегрируемой в информационных системах.
Первые шаги в области информатизации в России относятся к 1960-м гг. Однако до настоящего времени нижний (первичный) уровень информатизации, включающий применение программных продуктов при принятии медицинских решений, крайне невелик, исключая широко распространенные программно-аппаратные комплексы.
Отечественные автоматизированные системы для ЛПУ по основным реализованным функциям в основном сопоставимы между собой. Но их разработка осуществляется на различных платформах, что создает трудности при последующей интеграции в рамках многофункциональных медицинских учреждений.
На уровне субъектов Российской Федерации функционируют многочисленные информационные медицинские системы. В основном они опираются на данные медицинской статистики ниже лежащих уровней здравоохранения. В отдельных территориях ведутся персонифицированные регистры различных групп населения.
В системе ОМС поддерживаются реестры прикрепленного населения.
В последнее десятилетие бурно развиваются внутритерриториальные телемедицинские сети.
На федеральном уровне развиваются системы мониторинга (специализированные персонифицированные системы) различных контингентов населения.
Развитие системы охраны здоровья населения Российской Федерации на современном этапе нуждается в эффективной информационной поддержке. Такой подход отвечает положениям «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
Благодаря ИМС можно формировать целостную картину состояния здоровья пациента и проводить диагностические и лечебные мероприятия в едином цикле: выявление - неотложная помощь - лечение в стационаре - наблюдение лечащего врача - анализ тенденций на основе моделирования - прогноз состояния здоровья, включая риски возникновения заболеваний и осложнений при хронической патологии.
Однако при построении больших ИМС до сих пор не нашел широкого применения принцип системного подхода, следствием чего является функционирование большого числа самостоятельных, не связанных между собой, систем. В результате в терминологии корпоративных информационных систем состояние информатизации российского здравоохранения можно охарактеризовать как «лоскутное одеяло».
Существенным фактором, сдерживающим интегративные процессы в здравоохранении, является отсутствие нормативно-правовой базы для развития информационных и телемедицинских технологий.
Согласно концепции развития России до 2020 г. перед органами здравоохранения стоит важная задача - создание единого информационного медицинского пространства на основе перехода к системе электронного здравоохранения, включая телемедицинские технологии. Для решения этой всеобъемлющей задачи необходимы:
1) формирование информационной инфраструктуры в системе охраны здоровья населения, что невозможно без создания телекоммуникационных сетей, обеспечивающих подключение всех медицинских учреждений и органов управления;
2) развитие и интеграция информационных и телемедицинских технологий, разработка специального программного обеспечения;
3) создание нормативно-правовой базы, включая разработку и введение комплекса стандартов и классификаторов для обеспечения электронного документооборота в ИМС всех типов;
4) введение юридически значимого документооборота и системы информационной безопасности персональных данных (на основе электронной цифровой подписи и средств криптозащиты).
Единое информационное пространство системы здравоохранения рассматривается как интегрированная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья, окружающей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории. Единое информационное пространство медицинских данных - это метасистема, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней, на основе построения распределенной базы персональных данных.
Соподчиненность ИМС и обеспечение возможности интеграции имеющихся и вновь создаваемых вертикальных и горизонтальных систем является обязательным условием перехода к единому информационному пространству.
Горизонтально-вертикальная интеграция для обеспечения оперативного обмена персональными данными подразумевает:
· создание систем мониторинга состояния здоровья населения, в том числе для использования этой информации в чрезвычайных ситуациях;
· применение электронного паспорта здоровья;
· полноценную организацию лечебно-диагностического процесса в течение жизни, в том числе с использованием средств телемедицины;
· реализацию системы оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи;
· получение статистических данных в стандартной форме и по оперативным запросам с использованием генератора свободных форм;
· обеспечение преемственности на всех этапах догоспитального и стационарного обслуживания с управлением выбором уровня оказания медицинской помощи.
Модульное построение систем должно обеспечить достаточно простое расширение их функций при подключении новых подсистем.
Информационная безопасность является в настоящее время необходимой составляющей информационных медицинских систем персональных данных и обмена ими по открытым каналам связи.
Создание интегрированных информационных систем на всех уровнях з/о на основе совместимости информационных структур и сквозного проектирования (от сбора первичных данных до принятия организационно-управленческих решений), повышающих эффективность профилактической помощи и лечебно-диагностического процесса, позволит органично включить любую информационную систему в состав единого информационного пространства з/о и будет способствовать реализации основной функции охраны здоровья населения – увеличению продолжительности активной жизни.
При создании федеральных и региональных проектов должна предусматриваться разработка моделей деятельности и системы критериев их функционирования, что создает основу для научно обоснованного обеспечения функций управления:
· прогнозирования потребности ресурсов;
· перспективного и текущего планирования деятельности;
· учета и анализа качества работы и состояния помощи, включая многокритериальное ранжирование территорий и учреждений по эффективности их деятельности;
· выработки управляющих воздействий.
Переход к безбумажной технологии и реализация единого информационного медицинского пространства в масштабе отдельных регионов и России в целом соответствует стратегическим задачам развития з/о.
Компьютерные технологии должны служить инструментом для исследования тенденций в состоянии здоровья населения (при учете влияния социальных, наследственных, экологических и ресурсных факторов) и основой для принятия обоснованных управленческих решений.
Для единообразия в подходах к решению вопросов контроля медико-демографических процессов (рождаемость, распространенность хронической патологии, инвалидность, младенческая и общая смертность), мониторинга здоровья и медико-экологического мониторинга необходимо разрабатывать типовые информационные системы с обеспечением их информационной и программной совместимости.
В ЛПУ должны функционировать информационные системы, объединенные в сети сложной типологии. Это позволит отказаться от дублирования информации и обеспечит современный обмен данными и истинную преемственность в работе учреждений при оказании специализированной помощи.
Автоматизированные системы комплексных диспансерных осмотров должны предусматривать дифференциацию контингентов на группы с различным уровнем здоровья, обеспечить выявление скрытой патологии и оценку динамики изменений при осуществлении лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Информационные системы на всех уровнях оказания лечебно-профилактической помощи населению, начиная с рождения, должны включать функционально и технологически связанные компьютерные системы.
Автоматизированные системы поддержки принятия решений и программно-аппаратные комплексы должны встраиваться в состав информационных систем. Для повышения их эффективности необходимо шире использовать методы искусственного интеллекта.
Информация БД, включая персонифицированные, должна передаваться с нижних уровней на верхние в необходимом (усеченном) объеме.
На уровне первичных медицинских пользователей должны функционировать проблемно-ориентированные системы, являющиеся АРМ.
Таким образом, современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность реализации дифференцированного подхода к оценке уровня здоровья в целях ранней профилактики хронических заболеваний у детей, подростков и взрослых на основе оценки комплексного влияния наследственного предрасположения и многообразных факторов внешней среды, способствующих его реализации в течение жизни. Компьютерный мониторинг состояния пациентов позволит оценивать уровень как индивидуального, так и общественного или популяционного здоровья населения.
Медицинская информатика как наука является основой для разработки многообразных прикладных средств в области охраны здоровья, которые обеспечивают повышение качества жизни населения. Наблюдающийся в настоящее время качественный скачок в развитии медицинской информатики позволяет утверждать, что ее роль будет постоянно возрастать.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Автоматизированные рабочие места медицинских работников - комплексы, обеспечивающие ведение базы данных, обработку информации и поддержку процессов принятия решений в определенной предметной области.
База данных - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
База знаний - совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной пользователю и эксперту, которая является ядром экспертной или интеллектуальной системы.
Банк данных - совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин.
Бизнес-процесс (business process) - система последовательных целенаправленных и регламентированных действий в целях оптимизации деятельности.
Генеральная совокупность - набор данных, описывающих нечто всеобъемлющее.
Географическая информационная (геоинформационная) система - система визуального представления географически или координатно «привязанной» проблемно-ориентированной информации.
Доказательная медицина (evidence-based medicine) - медицина, основанная на фактах и доказательствах.
Единая федеральная информационная медицинская система - своего рода виртуальная система, представляющая собой комплекс федеральных ИМС разного направления (клинического, лекарственного, социально-гигиенического, экологического, организационного, финансово-экономического, кадрового, материально-технического), подчиненных различным ведомствам и фондам, но обменивающихся необходимой информацией (или обеспечивающих санкционированный доступ к необходимым данным) на основе согласованных протоколов.
Единое информационное пространство медицинских данных - система, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней (на основе построения распределенной базы персональных данных).
Единое информационное пространство системы здравоохранения - обобщенная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья людей, окружающей среды и комплекс учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории.
Медико-технологические системы - системы, обеспечивающие обработку и анализ информации, представленной в электронной форме, для поддержки принятия решений и информационной поддержки медицинских технологических процессов.
Медицинская кибернетика - наука об управлении в сложных динамических медицинских системах.
Медицинский технологический процесс - оздоровительно-профилактический или лечебно-диагностический процесс управления организмом (изменением структуры и функций), который реализуется в пространстве и времени с целью улучшения его состояния.
Модель - создаваемое человеком подобие изучаемого объекта.
Мониторинг здоровья населения - система оперативного слежения за состоянием здоровья населения и его изменением, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы.
Общее информационное медицинское пространство - совокупность информации (данных), находящейся в различных БД, в том числе разных территорий или ведомств, получение которой возможно при направлении официального запроса.
Общее медико-статистическое пространство - интеграция «свернутых» (статистических) данных, накапливаемых в системах обработки информации разных уровней.
Региональные и глобальные сети - интегрированные локальные сети определенной территории, обеспечивающие функционирование информационных систем определенной направленности (территориальное здравоохранение, онкологическая служба и т.д.).
Регистры (специализированные ИТС) служб и направлений медицины - системы поддержки электронного документооборота персональных данных в проблемно-ориентированных областях медицинской деятельности, включающие аналитические и управленческие функции.
Реинжиниринг - переосмысление и перепроектирование так называемых бизнес-процессов (business process reengineering).
Система - совокупность взаимозависимых и взаимообусловленных элементов, обладающая свойствами, не присущими каждому элементу в отдельности.
Система управления базами данных - программное обеспечение, предназначенное для работы с БД: их определения (структура таблиц параметров и их отношений), создания, поддержки, осуществления контролируемого доступа.
Специфичность - доля пациентов с диагностированным заболеванием среди пациентов без данного заболевания в обучающей выборке, т.е. отношение числа истинно отрицательных результатов к общему числу случаев с отсутствием заболевания.
Структура - пространственное отношение элементов между собой.
Телематика медицинская - составной термин, означающий деятельность, услуги и системы, связанные с оказанием медицинской помощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий, направленные на содействие развитию мирового здравоохранения, осуществление эпидемиологического надзора и предоставление медицинской помощи, а также обучение, управление и проведение научных исследований в области медицины (ВОЗ, 1997).
Телемедицина - метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором.
Территориальная информационная медицинская система - интегрированная система сбора, обработки, передачи и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды, материально-технической базе и экономических аспектах функционирования службы здравоохранения региона.
Федеральная информационная медицинская система здравоохранения - интегрированная система сбора, обработки и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей природной среды, материально-технической базы и об экономических аспектах функционирования отрасли здравоохранения страны.
Федеральная информационная система мониторинга состояния здоровья - комплекс проблемно-ориентированных иерархических ИМС, включающих регулярно обновляемые персонифицированные базы медицинских (медико-социальных) данных по месту первичного наблюдения пациентов, на региональном и на федеральном уровнях, обеспечивающих сбор, передачу, хранение и полипараметрический анализ данных для многокритериальной оценки динамики изменений в различных группах населения.
Функции - энергетические связи между элементами, в результате которых получается та выходная функция, которой обладает система.
Чувствительность - доля пациентов с диагностированным заболеванием среди всех пациентов с данным заболеванием в обучающей выборке, т.е. отношение числа истинно положительных результатов к числу случаев с наличием заболевания.
Экспертная система - система, оперирующая с формализованными знаниями врачей-специалистов и имитирующая логику человеческого мышления, основанную на знаниях и опыте экспертов с целью выработки рекомендаций или решения проблем.
Электронная история болезни - информационная система, обеспечивающая автоматизацию ведения и формирования медицинской документации, оперативный обмен между участниками лечебно-диагностического процесса и поддержку их деятельности.
Электронное здравоохранение - система, направленная на решение всего спектра задач охраны здоровья населения, реализуемая на основе всеобъемлющего электронного документооборота (обязательно включающего персональные медицинские данные), обеспечивающего оперативный доступ ко всей информации, возможность ее совместного дистанционного анализа врачами и контактов врачей с пациентами на основе телемедицинских технологий.
Digital Imaging and Communications in Medicine (DICOM ) - стандарт на цифровые изображения с различных приборов для лучевой диагностики (растровые медицинские изображения) и обмен ими.
Health Level Seven (HL1 ) - группа стандартов единых правил обмена медицинской информацией в различных областях здравоохранения.
Logical observation identifier names and codes (LOINC ) - номенклатура лабораторных и клинических исследований.
Read Clinical codes (RCQ - система клинических терминов Рида.
SNOMED International - международная систематизированная номенклатура медицинских терминов.
Web-сайт -совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных навигационно по смыслу и физически находящихся на одном web- сервере.
Web-сервер - специализированный компьютер, обеспечивающий хранение и доступ из внешней сети к данным, организованным в виде страниц.
Web-страница - документ, снабженный уникальным адресом, реализованный в виде гипертекста с включением текста, графики, звука, видео или анимации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гасников В. К. Основы научного управления и информатизации в здравоохранении: учеб. пособие/В.К.Гасников; под ред. В.Н.Савельева, В.Ф.Мартыненко. - Ижевск, 1997.
Гаспарян С. Л. Медико-социальный мониторинг в управлении здравоохранением/С. А. Гаспарян. - М., 2007.
Гаспарян С. А. Страницы истории информатизации здравоохранения России/С.А.Гаспарян, Е.С.Пашкина. - М., 2002.
Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум/В.Я.Гельман. - СПб., 2001.
Григорьев А. И. Клиническая телемедицина/А. И. Григорьев, О. И. Орлов, В.А.Логинов. - М., 2001.
Джексон П. Введение в экспертные системы: учеб. пособие: пер. с англ./П.Джексон. - М., СПб., Киев, 2001.
Зарубина Т. В. Управление состоянием больных перитонитом с использованием новых информационных технологий/Т.В.Зарубина, С.А.Гаспарян. - М., 1999.
Информационные технологии и общество - 2006: материалы форума/под ред. Т.В.Зарубиной. - М., 2007.
Капустинская В. И. Автоматизация подготовки документов с использованием программной системы MS WORD. В 2 ч. Ч. 1. Средства автоматизации при наборе, редактировании, форматировании текста: метод, пособие (практикум)/В. И. Капустинская. - М., 2005.
Кобринский Б. А. Континуум переходных состояний организма и мониторинг динамики здоровья детей/Б. А. Кобринский. - М., 2000.
Кобринский Б. А. Телемедицина в системе практического здравоохранения/Б. А. Кобринский. - М., 2002.
Кренке Д. Теория и практика построения баз данных/Д.Кренке. - СПб., 2005.
Кудрина В. Г. Медицинская информатика/В.Г.Кудрина. - М., 1999.
Миронов С. Я. Практические вопросы телемедицины/С. П. Миронов, Р. А. Эльчиян, И. В. Емелин. - М., 2002.
Назаренко Г. И. Медицинские информационные системы: теория и практика/Г.И.Назаренко, Я.И.Гулиев, Д.Е.Ермаков; под ред. Г.И.Назаренко, Г
С.Осипова. - М., 2005.
Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ Statistica / О. Ю. Реброва. - М., 2002.
Тюрин Ю. Н. Анализ данных на компьютере / Ю.Н.Тюрин, А.А. Макаров. - М., 1995.
Устинов Л. Г. Автоматизированные медико-технологические системы. В 3 ч./А.Г.Устинов, Е.А.Ситарчук, Н.А.Кореневский; под ред. А.Г.Устинова. - Курск, 1995.
Флетчер 3. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины/3.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. - М., 1998.
Шифрин М.А. Создание единой информационной среды здравоохранения - миссия медицинской информатики//Врач и информационные технологии. - 2004. - № 1. - С. 18 - 21.
Предисловие.................................................... 3
Список сокращений........................................ 5
Введение.......................................................... 7
ГЛАВА 1.МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА
Исторический обзор 9
Основные понятия медицинской информатики 13
Место медицинской информатики в здравоохранении 16
ГЛАВА 2.СТАНДАРТНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ
Применение текстового редактора в медицинских задачах 21
Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными 22
Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем 22
ГЛАВА 3.КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
Программные средства математической статистики 27
Особенности медицинских данных 28
Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных 31
Использование методов математической статистики для анализа данных 35
Интерпретация и представление полученных результатов 39
ГЛАВА 4.ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Понятие телемедицины 41
Этапы становления российской телемедицины 43
Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь 43
Специализированные рабочие места 109
Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии 114
ГЛАВА 9ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Построение и основные функции информационно-технологических систем 115
Поддержка процесса обследования и лечения в информационно- технологических системах 116
Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения 117
Электронная история болезни 120
Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений 122
Регистры (специализированные информационно-технологические системы) 124
Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных 129
ГЛАВА 10АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений 132
Функциональное назначение учрежденческих систем 134
Общие принципы построения автоматизированных информационных систем ЛПУ 135
Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений 136
Технологические решения 139
ГЛАВА 11.ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УРОВНЯ
Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня 144
Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений 150
Информационно-аналитические системы 150
Географические информационные системы 151
ГЛАВА 12.СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ И МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня 155
Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения 157
Федеральные системы мониторинга состояния здоровья 160
Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи 162
ГЛАВА 13.ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ЭЛЕКТРОННОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
Понятие электронного здравоохранения 165
Принципы построения единого информационного пространства 166
Подходы и первый опыт электронного здравоохранения 169
Возможности электронного здравоохранения 171
Заключение: медицинская информатика в системе оказания
помощи населению..................................... 173
Терминологический словарь...................... 178
Список литературы
10-03-2016
Administration of the Nenets Autonomous Okrug, Russian Federation
Электронное здравоохранение помогает улучшать качество услуг здравоохранения для всех жителей Европейского региона ВОЗ, в том числе для представителей кочующего населения Ненецкого автономного округа (Российская Федерация).
Что такое электронное здравоохранение?
Электронное здравоохранение – довольно широкое понятие, определяемое как использование электронных средств с целью предоставления информации, ресурсов и услуг, связанных с охраной здоровья. В сфере электронного здравоохранения используются многочисленные термины, такие как:
- электронные медицинские карты;
- мобильное здравоохранение (например, приложения для мобильных телефонов, "носимые" технологии, медицинские устройства);
- телездравоохранение или телемедицина (например, когда пациент может консультироваться с работниками здравоохранения по компьютеру, планшету или телефону);
- электронное обучение, касающееся вопросов охраны здоровья (использование технологий и средств передачи информации для обучения более широкой аудитории и работников здравоохранения);
- социальные сети в интересах здоровья (неформальные социальные каналы коммуникации в интернете);
- анализ данных здравоохранения и "большие данные" (преобразование данных с целью обеспечения аналитических выводов и фактов для использования в процессе принятия решений и формирования политики).
Электронные технологии все чаще применяются с целью предоставления и совершенствования услуг здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ в самых разных сферах – от мониторинга состояния здоровья кочующих оленеводов до обучения и подготовки медицинского персонала с использованием многоязычных компьютерных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент". В новом отчете представлен обзор достижений и преимуществ использования технологий электронного здравоохранения, включая 29 практических примеров со всех уголков Региона.
Приведенные ниже примеры демонстрируют различные возможности применения электронного здравоохранения.
Совершенствование системы записи к врачу в бывшей югославской Республике Македония
До 2011 г. пациенты в Скопье были вынуждены долго стоять в очереди, чтобы попасть на прием к врачу или пройти диагностическое обследование. Благодаря системе MojTermin ("Мое время") у них появилась возможность записываться на прием к врачу в режиме онлайн и получать текстовое сообщение с напоминанием о времени приема, а у лиц, принимающих решения, появился доступ к оперативной панели управления, позволяющей отслеживать выписываемые направления, рецепты, а также запросы пациентов в режиме реального времени. Система MojTermin также объединила электронные медицинские записи и карты пациентов. Система оказалась настолько успешной в плане сокращения времени ожидания приема, что она быстро вышла за рамки пилотного проекта и стала неотъемлемой частью государственной и частной систем медицинской помощи в бывшей югославской Республике Македония.
Поддержка пациентов с редкими заболеваниями
RareConnect – онлайновое сообщество пациентов, объединяющее людей с редкими заболеваниями, членов их семей и лиц, участвующих в уходе за ними. Оно также работает в качестве платформы коллегиальной поддержки, позволяющей специалистам, занимающимся лечением редких заболеваний, обмениваться опытом в области лечения и прогнозирования течения заболеваний, а также информацией о наблюдаемых симптомах и стратегиях преодоления трудностей, что содействует проведению исследований и налаживанию контактов между медицинскими специалистами в разных странах. Опрос членов сообщества показал, что 76% пациентов полагали, что они лучше понимают специфику своего заболевания, 72% считали, что они могут лучше преодолевать свои проблемы, 41% ВИЧ-позитивных членов сообщества сообщили, что они стали реже практиковать рискованное поведение, а 22% людей, страдающих аффективными расстройствами, обнаружили, что после использования веб-сайта у них снизилась необходимость в прохождении стационарного лечения.
Первая общенациональная система электронных медицинских карт
Эстония ввела в действие свою систему электронных медицинских карт в 2008 г., став первой в мире страной, полностью внедрившей у себя такую систему в национальном масштабе, при этом информация, содержащаяся в таких картах, представляет собой медицинский анамнез индивида от рождения до смерти. В 2009 г. Эстония использовала механизм обмена информацией здравоохранения, чтобы загрузить все медицинские документы в систему. Использование электронного здравоохранения регламентируется нормативно-правовыми документами: Законом об информационной системе здравоохранения Эстонии (2007 г.) и Постановлением Правительства об обмене информацией здравоохранения (2008 г.). Информация о здоровье 1,35 миллиона человек (98% населения) уже внесена в систему, а 98% всех выписываемых в стране рецептов составляют электронные рецепты. Система электронных карт является частью более масштабной системы оказания государственных электронных услуг eEstonia, в которую, помимо электронного здравоохранения, входит электронная налоговая служба, электронная школа, электронный единый государственный реестр юридических лиц и система электронных выборов.
Обучение студентов-медиков с помощью многоязычных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент"
Проект, направленный на использование многоязычных компьютерных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент" в медицинском образовании в масштабах всей Европы, способствует большей гибкости процесса обучения. Инициатива, которая объединяет 11 стран Региона, предполагает создание многоязычного компьютерного тренажера-симулятора "Виртуальный пациент", который будет отвечать на задаваемые вопросы и вести себя так же, как реальный пациент, который может прийти на прием к врачу в поликлинику. Тренажером смогут пользоваться студенты медики в разных странах, говорящие на разных языках. Система позволяет смоделировать клинический опрос виртуального пациента, обратившегося к врачу с симптомами, характерными для одного или сразу нескольких заболеваний. В ходе опроса у виртуального пациента может меняться настроение, в соответствии с особенностями его заболевания и поведением проводящего опрос студента-медика. Такие сценарии для ролевой игры не только помогают студентам научиться выявлять заболевания, но также дополняют собой процесс обучения навыкам коммуникации и снижают необходимость использования актеров, на привлечение которых может уйти много времени и средств.
Расширение охвата услугами при помощи электронного здравоохранения в Российской Федерации
Телемедицина уже давно утвердилась в Российской Федерации; однако к имеющимся трудностям относятся ее применение в сфере непрерывного профессионального развития и создание юридической базы для дистанционного оказания услуг здравоохранения. Было установлено официальное сотрудничество между Норвежским центром интегрированной медицинской помощи и телемедицины и администрацией Ненецкого автономного округа с целью улучшения качества медицинской помощи для жителей отдаленных населенных пунктов и представителей кочующего населения, в том числе благодаря использованию телемедицины для укрепления здоровья, а также профилактики и раннего выявления заболеваний, например, путем записи кочующих оленеводов на прием к врачу в периоды их пребывания в деревнях. К другим инициативам относятся оказание содействия работникам здравоохранения в использовании электронных технологий и обучение, набор и привлечение к работе новых сотрудников. Проект также занимается вопросами применения электронных технологий в сфере мониторинга состояния здоровья беременных женщин и детей грудного возраста в течение первого года жизни, что позволяет сократить число длительных поездок в клиники.
Переход к электронному здравоохранению (e-Health ) предполагает построение территориальных и глобальных сетей передачи медицинских данных и создание на этой основе единого информационного пространства.
Электронное здравоохранение - это система, направленная на решение всего спектра задач охраны здоровья населения, реализуемая на основе всеобъемлющего электронного документооборота, обязательно включающего персональные медицинские данные, обеспечивающего оперативный доступ ко всей информации, возможность ее совместного дистанционного анализа врачами и контактов врачей с пациентами на основе телемедицинских технологий.
К. Клоу и Й.Джарден (2001) рассматривают электронное здравоохранение в качестве «посредника» для перехода к новой фазе модернизации здравоохранения Великобритании. Этот тезис крайне важен и для России, где осуществляется реорганизация всей системы охраны здоровья населения.
Ключевым компонентом электронного здравоохранения является ЭИБ (в это понятие включаются любые медицинские карты пациентов). Переход к интегрированным системам, в том числе использующим персональные данные пациентов, создает основу для формирования единого информационного пространства отдельных служб, регионов и здравоохранения России в целом. Учитывая взаимосвязь медицинских, социальных и экологических аспектов, их роль для здоровья, комфортного состояния и(или) адаптации человека в обществе, можно рассматривать такие понятия, как «единое информационное медико-социальное пространство» и «медико-экологическое пространство».
Следует различать варианты понятия «единое информационное пространство» и независимо существующее понятие «общее информационное пространство». Единое информационное пространство включает два варианта: медицинское пространство собственно персональных данных и пространство системы здравоохранения. Наряду с использованием термина «пространство» в качестве его синонима применяется понятие «единое поле медицинских данных».
Единое информационное пространство медицинских данных - это система, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней (на основе построения распределенной базы персональных данных о состоянии здоровья населения определенной территории).
Единое информационное пространство системы здравоохранения - это обобщенная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории.
Общее информационное медицинское пространство - это совокупность информации (данных), находящейся в различных БД, в том числе разных территорий или ведомств, получение которой возможно при направлении официального запроса.
Существует также понятие «общее медико-статистическое пространство», которое предполагает интеграцию «свернутых» (статистических) данных, накапливаемых в системах обработки информации разных уровней.