Android Linux Windows

Основные ресурсы интернета. Основные информационные ресурсы интернет Что значит интернет ресурсы

Термин “Интернет-ресурс” исторически закрепился за комплексами страниц - сайтами, порталами. В общем виде образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы: программы для школьников, вузовские разработки, научные работы. Все эти информационные продукты разработчики и составители сайтов представляют в разных формах.

В первую очередь, это библиотеки и тематические подборки материалов. Они содержат учебники, лекции, методические разработки, статьи и другие полезные труды.

Во-вторых, широко распространены онлайновые (действующие при подключении к Интернету) обучающие программы. Такие программы, как правило, существуют в виде тестов (по различным темам и уровням сложности).

Третья категория образовательных ресурсов - программы, которые после установки на Ваш компьютер во многом облегчают жизнь. Они способны заменить не только карандаш, линейку и калькулятор, но и выдать готовые алгоритмы и решения практически для любой задачи. Таких программ великое множество и они отличаются как по обширности выполняемых функций, так и по качеству, размеру и цене. В Интернете распространяется масса бесплатных и условно бесплатных программ, их можно «скачать» и использовать на определенных условиях (например, существует лимит по времени использования), или без всяких ограничений. Полезная программа может выполнять ограниченное количество функций: к примеру, только лишь рисовать графики или содержать таблицу Менделеева, или быть огромным консультантом-справочником по нескольким дисциплинам.

Общепринятая классификация образовательных ресурсов на сегодня еще не сложилась. Например, в обзоре Н.Н.Соболевой и др. полезные для школ ресурсы, разбиты на следующие разделы:

информационные тематические ресурсы;

официальные ресурсы;

проекты дистанционного обучения;

online издания;

обмен опытом и общение учителей, школьников

Возможен и другой подход к классификации, например, по характеру хранимой информации и способу ее представления и использования:

библиотеки и архивы текстов и программ,

каталоги и коллекции ссылок,

визитки, витрины…

справочники и базы данных,

тестовые системы;

телеконференции и форумы,

демонстрационные и интерактивные модели

Рассмотрим типичные примеры образовательных ресурсов и особенности их использования.

Одной из самых популярных технологий Интернета является веб-сайт, вбирающий в себя множественность представления информации: текст, графика, анимация, звук, текстовые и графические гиперссылки, интерактивные компоненты. Среди огромного числа сайтов можно выделить те, которые могут быть интересны сфере образования. К ним относятся: образовательные порталы, электронные учебники, веб-квесты, сайты образовательных учреждений (школы, вузы, ИПКиПРО и т.д.) и сайты учреждений, интересных для образования (банки, предприятия, медицина, научные лаборатории и т.д.)

На школьном веб-сайте ученики имеют виртуальные классы, дневники, портфель, парты, предметы; родители имеют дневник ученика, консультации специалистов, домашние задания, родительские собрания; учителя имеют методическую базу материалов, размещают информацию для учеников и родителей; администрация оперативно информирует, диагностирует, имеет статистику. Педагогическая концепция школы и ее основные структурные элементы определяют базовую основу школьного сайта, который должен выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы. Учителя могут проводить на веб-сайте своей школы собственные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания школьников, пользоваться информационными базами педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского, библиотек конгресса США, Лондонского университета, МГУ, отечественных и зарубежных архивов, ведущих музеев мира. Учителя имеют возможность использовать существующие в сети инициативы и в рамках этих инициатив организовать работу учащихся в разнообразных сетевых проектах, а могут и проявить собственную инициативу и организовать уникальный телекоммуникационный проект.

Веб-страница - составная часть веб-сайта. Может содержать текст, изображения, гипертекстовые ссылки на другие страницы или на другие сервера. Физически представляет собой файл, который и является по своей сути самым важным понятием Интернет-ресурса, т.к. в конечном итоге именно отдельные файлы представляют интерес для пользователя Интернетом, а все остальные понятия ресурсов являются объединением различных файлов в комплекс. Разнообразие файлов велико (не только веб-страницы): любой из них может быть ресурсом Интернета, который при желании пользователя можно сохранить на жестком диске компьютера. Это программы, текстовые и графические файлы, различные мультимедиа файлы, скомпилированные HTML-файлы, таблицы, архивы, приложения и т.д.

Образовательный веб-квест - страницы по определенной теме на образовательных сайтах, которые соединены большим числом гиперссылок со страницами из других сайтов во Всемирной паутине. Например, страница по курсу астрономии может иметь ссылки на серверы реально действующих обсерваторий, библиотек НИИ, космических организаций. От тщательного подбора ссылок зависит эффективность работы учащихся, экономия их времени на поиск в сети нужной информации. Учащийся самостоятельно выбирает, какие материалы ему просматривать подробно, а какие нет. Ресурсы отечественного Интернета уже достаточно развиты, чтобы служить средством для создания образовательных веб-квестов. Одним из известных российских квестов является сайт «Защитим Байкал», разработанный учителями и учениками гимназии из Ангарска. Веб-квест предполагает работу группы экспертов по определенной схеме, которая предполагает анализ большого числа источников информации, список которых приведен на отдельной веб-странице сайта.

Слово «портал» пришло в Интернет из архитектуры в значении «главный вход». Имеется в виду сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Интернете, который он делает стартовой страницей своего браузера.

Портал должен сочетать веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей. Основная идея существования портала заключается в том, что, создав некую критическую массу сервисов, можно набрать такое количество пользователей, которое будет «самопополняющимся», после чего посещаемость портала растет практически без дополнительных затрат на рекламу.

Образовательный портал - сайт, который содержит большую коллекцию структурированных ссылок на образовательные ресурсы Интернета, собственные образовательные страницы. Портал является как бы «главным входом» в образовательное пространство сети. На сегодня уже работает федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru), портал «Гуманитарные науки» (http://www.auditorium.ru/), естественно-научный образовательный портал (http://en.edu.ru/), портал информационной поддержки единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru/).

Электронные библиотеки - современные сложные информационные системы - рассматриваются как размещенные на разных компьютерах распределенные хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Чаще всего бесплатно предоставляется доступ к каталогам электронных библиотек. Впрочем, сейчас существует огромное множество проектов, пытающихся дать возможность бесплатного доступа к различным изданиям в электронном формате, в том числе и к учебно-методическим пособиям. На современном этапе развития Интернета электронные библиотеки представляют собой область исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики сбора данных, их моделирования, управления данными и их распространения по сетям передачи данных. Бурное развитие Интернета и мультимедийных технологий в последние годы привели к возникновению методик создания электронных информационных коллекций и стали технической основой библиотек будущего. Среди популярных электронных библиотек можно назвать «Библиотеку Мошкова» (http://lib.ru), «Сетевую библиотеку «Сиди и читай» (http://lib.km.ru), «Открытую русскую электронную библиотеку (OREL)» (http://orel.rsl.ru). Лаборатория удаленного доступа - подразделение учебной организации, оснащенное реальным учебно-исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.

Необходимо также рассмотреть подробнее категорию информационных образовательных ресурсов - онлайновые образовательные программы.

Из профессиональных российских разработчиков можно отметить компанию «ФИЗИКОН» (http://www.physicon.ru), занятую разработкой учебных мультимедийных компьютерных программ в области естественных наук (математика, физика, астрономия, химия, экономика, биология и других).

Популярные системы тестирования знаний в различных областях реализованы на многих образовательных серверах. К примеру, сайт «Тестирование. Профессиональная оценка ваших знаний» (http://tests.specialist.ru) дает возможность оценки знаний в области информационных технологий. Из 33 предлагаемых тестов наибольший интерес вызывают «Базовая компьютерная подготовка» (Windows, MS Office), «Интернет технологии» (Internet, HTML, Flash, web-mastering), «Компьютерная графика» (Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, 3D Max, QuarkXPress), «Администрирование компьютерных систем и сетей» (Windows, Unix), «Программирование» (C, C++, Delphi.), «Базы данных» (Oracle, Access), «Офисные специальности» (Офис-менеджер, секретарь-референт), «Бухгалтерский учет» (1С:Бухгалтерия 7.7), «Управление проектами» (Microsoft Project).

Другой популярный сайт «Экзамены On-line» (http://www.examen.ru) предлагает бесплатно пройти экзамены (более 40) и тесты (более 50) по многим дисциплинам. Здесь же большая подборка рефератов, учебников, справочных пособий, которые сформированы в разделы: «Науки о человеке» (анатомия и физиология человека, экология, психология, антропология, медицина), «Естественные науки» (химия, зоология, ботаника, общая биология, астрономия, география, генетика и селекция, физика, палеонтология), «Общественные и исторические науки» (археология, социология, философия, экономика, история), «Искусство, культура и религия» (архитектура, литература). Представленные на сервере экзамены могут оказаться весьма полезными. Например, «Экзамен ГАИ», «Международные экзамены по английскому языку», «Сертификационные экзамены Microsoft», «Школьные экзамены».

Образовательный сайт «Anri education systems» (http://www.anriintern.com) содержит огромное количество курсов, лекций и полезных материалов не только для школьников и студентов. На сайте предлагается не только протестировать имеющиеся знания, но и приобрести дополнительные. Для этого предлагаются разные по тематике курсы, например, курс «Европейского страноведения».

«Бизнес-курс» из 50 уроков содержит информацию о практических шагах, которые следует предпринять, начиная собственное дело, и требованиях, которыми следует руководствоваться.

Курсы «По программированию, разработке и эксплуатации компьютеров» разбиты на несколько тематических разделов. Учебник дает возможность самостоятельного написания программ и ознакомления с основными алгоритмами и приемами программирования. На сайте «Anri education systems» большая подборка курсов для самообразования. Например, для изучающих английский разработаны следующие проекты: «Английский язык в пословицах и поговорках», «Сленг, афоризмы и разговорная речь в английском языке», «Английский язык через британские легенды, мифы и сказки», «Английский язык через чтение классиков», «Модальные глаголы», «Идиомы», «Учим английский язык шутя». Открыты для изучения курсы по немецкому, французскому, испанскому, чешскому, китайскому и русскому языкам.

По другим дисциплинам разработаны курсы: «Основы экологии», «Исторические курсы», «Географические курсы», «Маркетинг. Бизнес в сетях», «Экономика», «Методика заключения договоров», «Слепой метод печати на клавиатуре».

Следует также отметить библиотечные ресурсы, электронные архивы по всем отраслям знаний и искусств, электронные средства массовой информации и т.п., играющие базовую роль первоисточников, имеющие, впрочем, весьма сложные и разветвленные организационные и продукционные структуры. Ученики в Интернете ведут поиск необходимой информации в информационных базах данных для решения учебной задачи, знакомятся с разными точками зрения на изучаемую проблему, принимают участие в различных национальных и международных сетевых инициативах (олимпиадах, викторинах, конкурсах, проектах), ведут переписку со сверстниками на родном и иностранном языках, участвуют в отечественных и международных чат-сессиях, видео-, аудио-, телеконференциях по различным вопросам, публикуют в Интернете свои творческие и журналистские работы (сочинения, рисунки, изображения поделок, статьи, фотографии и прочее), обучаются на дистанционных курсах по учебным предметам, принимают участие в тестировании, проводимом вузами. А также сами создают информационные и образовательные веб-ресурсы.

Виды Интернет-ресурсов

Основной целью изучения любого предмета в средней школе является формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения сеть Интернет не имеет смысла, так как это международное многонациональное, культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно. Включаясь в общение по сети на уроке, мы создаем модель реального общения.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернет.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям большое многообразие информации и ресурсов. Базовый набор Интернет-услуг включает в себя:

электронную почту (e-mail);

телеконференции (usenet);

видеоконференции;

возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

доступ к информационным ресурсам:

справочные каталоги (Yahoo, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);

разговор в сети (Chat).

В связи с тем, что современные преобразования в казахстанском образовании происходят в эпоху стремительного развития высоких технологий и расширения информационного пространства средствами Интернет, любой из этих ресурсов может быть активно использован на уроке, как гуманитарного цикла, так и естественно-математического цикла.

Сегодня педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Изменения в структуре и содержании общего и среднего образования (ЕНТ, профильная школа, различные виды тестирования) привели учителей к активному использованию компьютера на уроке не только старшего звена, но и на уроках в среднем и младшем звене, где тема по изучению Интернета не запланирована.

Уроки с использованием ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями: меняется собственная позиция учителя (я перестаю быть «источником знаний», а становлюсь соавтором, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного подхода к образованию).

Самым распространенным на уроках в школе Интернет-ресурсом является сайт. Сайты удобны в использовании и широко применяются всеми учителями, имеющими доступ к Интернет в кабинете. На поисковых сайтах много ссылок на образовательные сайты по различным предметам: математике, биологии, географии, химии, физике, информатике, русскому языку и литературе, для начального образования. Здесь можно найти интересные разработки уроков в текстовом формате, в форме презентаций, в форме флипчартов, которые можно применить при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию.

Приведем примерную классификацию сайтов. На практике очень часто сайты бывают комбинированные. Классификация сайтов, нужна для понимания того, какой тип сайта нужен конкретно Вам, исходя из определенных целей и задач (рисунок 1.1). Остановимся подробнее на тех видах сайтов, которые чаще всего используются в образовательном процессе исследовательской работы.

Информационные ресурсы

Тематические сайты

Данный тип интернет сайтов характеризуется тем, что содержит информацию по какой-либо конкретной тематике. Сюда же можно отнести интернет-энциклопедии. Объем такого сайта может быть от 10 страниц и более. Чем больше, тем лучше. Формат материалов может быть любой: простой текст, видео, аудио подкасты и прочее.

Особенность тематического сайта заключается в том, что содержащиеся на сайте бесплатные материалы, находятся в открытом доступе и дают посетителю информацию по какому-либо вопросу. Например, если тематический сайт содержит информацию о домашних растениях, то на нем должна быть опубликована информация об уходе за ними, поливу, пересадке, удобрениям и т.д.

Интернет-порталы

Порталы - это тип сайтов, содержащих большое количество разнообразной информации. Как правило, порталы схожи по структуре с тематическими сайтами, но имеют более развитый функционал и большее количество сервисов и разделов. Также на порталах часто бывают разделы для общения пользователей: чаты, блоги и форумы.

Блог (blog - сетевой дневник) - это тип сайтов, на которых владелец или редактор блога пишет посты со своими новостями, идеями или другой постоянно поступающей информацией. Отличительной особенностью блогов является актуальность публикуемой информации.

Блоги пришли на смену личным страничкам пользователей в интернете. Это своего рода виртуальный дневник, который размещается на специальном ресурсе, предоставляющем возможности добавления записей, комментирования, составление списка друзей, закладок понравившихся сайтов и т.д.

Каталоги сайтов

Это вид сайтов, основным содержимым которых являются структурированные ссылки на другие сайты, а также их краткие описания. Как правило сайты группируются по определённым тематикам или имеют узкотематическая направленность (так называемые тематические каталоги) Каталоги сайтов бывают модерируемые и немодерируемые. Немодерируемый каталог (FFA) - это каталог, в который любой желающий может разместить ссылку на свой сайт без проверки со стороны модератора каталога. В модерируемых каталогах модератор следит за тематичностью и качеством размещаемых в каталоге сайтов и может отказать помощь в размещении, руководствуясь определенным правилам каталога.

Рисунок 1.1. Основные виды сайтов

Веб-сервисы

Поисковые системы

Поисковая система - это специальный вид сайта, с помощью которого посетитель может найти интересующую его информацию, введя в специальное поле запрос и получив на него список сайтов, соответствующих запросу. Именно такими сайтами чаще всего пользуются и ученики и педагоги, если не знают где найти интересующую их информацию. В поле ввода нужно ввести слово или фразу, которая должна содержаться в документе. Чаще всего в это поле вводится тема искомого файла.

Почтовые сервисы

Этот тип сайтов предоставляет интерфейс для работы с электронной почтой. Почтовые сайты - это сайты, с помощью которых можно создать (обычно бесплатно) свой почтовый ящик и управлять им.

Интернет-форумы

На сайтах этого вида пользователи могут создавать темы для обсуждения, а затем комментировать их. Как правило, форумы ограничены одной специфической тематикой. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.

Этот тип сайтов с помощью специальных действующих на нем функций (регистрация, пользовательские функции и модерация), дает возможность общаться посетителям в реальном времени. Чат имеет вид окна, в котором отображаются все сообщения участников чата. Часто в чатах существуют возможности просмотреть архивы, переслать файлы.

Сайты-хостинги

На сайтах этого типа реализована функция хранения каких-либо файлов. Также часто встречаются сайты-хостинги с возможностью просмотра загруженных файлов прямо через браузер.

Хостинг - это услуга по размещению чужого веб-сайта на своем веб-сервере или чужого веб-сервера на своей "площадке", т.е. предоставление права подключения к интернету и его обслуживание. Как правило, спрос на хостирование сайтов значительно больше, чем на хостирование серверов, поскольку последнее нужно только для довольно крупных сайтов. Кроме того, хостингами называют сами площадки или сервера, предоставляющие эту услугу.

Файловые архивы

Файловые архивы представляют собой кладезь разнообразной виртуальной информации, начиная от статей и заканчивая программным обеспечением. Файловые архивы имеют огромные размеры и часто под такой тип сайта в сети отводятся отдельные компьютеры - серверы. Кроме того, файловые архивы часто позволяют посетителю выгрузить свою информацию в соответствующий раздел архива и, естественно, скачать оттуда понадобившийся файл.

Интернет – глобальная компьютерная сеть, созданная довольно давно и развивавшаяся как ведомственная сеть, принадлежавшая Министерству обороны США. Однако он достаточно быстро стал доступным рядовым пользователям, а начиная с 1990 г., когда стало резко расти число его пользователей, и, особенно, с 1993 г., когда был изобретена система WWW (англ. World Wide Web всемирная паутина), Интернет превратился в явление совершенно иного рода. Интернет – это огромный объем информации, доступный с любого компьютера, подключенного сети, это новое средство общения и массовой информации, отличающееся от привычных открытостью, доступностью и демократичностью.

В основе устройства Интернета лежит система «клиент сервер» . Информация в сети находится на огромной множестве серверов, разбросанных по всему миру. Для общения к ним и просмотра получаемой оттуда информации на компьютерах у пользователей сети устанавливаются специальные программы-клиенты (броузеры ) .

Чтобы различать компьютеры в Интернет, каждому из них присваивается адрес, представляющий собой уникальную цепочку цифр или соответствующее этой цепочке символьное имя компьютера.

При пересылке информации протоколами TCP/IP используется цифровой (IP-адрес) компьютера, представляющий собой четыре десятичных числа, разделенных точкой, например, 172.20.0.250.

IP- адрес – четырехбайтовое двоичное число, представляемое в виде четырех десятичных чисел, разделенных точкой и позволяющее однозначно идентифицировать компьютер, подключенный к Интернету.

В Интернете есть специальная организация, занимающаяся проверкой и выдачей адресов.

Для удобства цифровой адрес можно представить в виде цепочки символов. Это означает, что у компьютера есть имя или доменный адрес. Каждая часть доменного имени называется доменом. Количество доменов может быть разным, но чаще всего их от трех до пяти. Читается доменное имя справа налево и расшифровывается как последовательное уточнение адреса подобно почтовой системе адресов.

Серверы принадлежат, как правило, крупным фирмам, информационным агентствам, органам власти, клубам по интересам, учебным заведениям и т. д. Каждый сервер Интернета имеет свой электронный адрес. Эти адреса называют доменными (рис. 1), поскольку они состоят из названий доменов (англ . Domain область, регион) – совокупности компьютеров, к которым принадлежит данный компьютер. Имена доменов состоят из сегментов, названия который записываются справа налево и разделяются точками, т. е. слева находится имя компьютера, справа – имя домена первого уровня, соответствующего стране или, реже, какой-либо большой группе серверов.

Например: имя домена ru означает Россия, ua – Украина, au – Австралия, edu – образовательные учреждения, com – коммерческие организации (рис. 1). Понятно, что в Интернете не существует компьютера, который знал бы адреса всех других компьютеров в сети и способы соединения с ними. Это невозможно, так же, как и невозможно существование всемирной телефонной книги.

Однако существует специальные DNS-серверы (англ . Domain Name Service служба доменных имен), распределенные по всему миру, каждый из которых отвечает за какую-то часть сети. При необходимости найти какой-то другой компьютер, подключенный к Интернету, компьютер связывается с одним DNS-сервером. Если нужный пользователю адрес не будет найден на этом DNS-сервере, последний «обратится» к другим DNS-серверам, те – к следующим и т. д. Таким образом, запрос пользователя за считанные секунды может облететь весь мир.

Рис. 1. Пример доменного адреса

Для поиска нужной информации в сети используется адрес ресурса (англ . Uniform Resource Locator (URL ) адрес), содержащий имя протокола, по которому нужно обращаться к требуемой информации, адрес сервера и имя файла на этом сервере (рис. 2).

Рис. 2. Пример адреса ресурса

Имена файлов на интегрированных серверах, как правило, выглядят непривычно. Это связано с тем, что серверы чаще всего работают под управлением операционной системы UNIX, в которой правила записи имен файлов отличаются от принятых в Windows.

Имя файла может отсутствовать. В таком случае с сервера пользователю сети будет прислан файл, заранее установленный для этого случая («по умолчанию»).

Организация обмена информацией в Интернет

Взаимодействие клиент-сервер происходит по определенным правилам, или, как говорят иначе, по протоколу. Что касается протоколов, то в Интернете используются несколько типов протоколов, появлявшихся с течением времени и связанных с развитием компьютерных технологий.

При обмене данных в сети Интернет необходимо обеспечить соединение клиента и сервера. Но знать только IP адрес компьютера еще недостаточно, т.к. в конечном счете обмениваются информацией не компьютеры сами по себе, а приложения, работающие на них. А на компьютере может одновременно работать сразу несколько приложений (например почтовый сервер, веб-сервер и пр.).

Для доставки обычного бумажного письма недостаточно знать только адрес дома - необходимо еще знать номер квартиры. Также и каждое программное приложение имеет подобный номер, именуемый номером порта. Большинство серверных приложений имеют стандартные номера, например: почтовый сервис привязан к порту с номером 25 (еще говорят: «слушает» порт, принимает на него сообщения), веб-сервис привязан к порту 80, FTP - к порту 21 и так далее

В Интернет используется семейство протоколов TCP / IP (Transmission Control Protocol / Internet Protocol , протокол управления передачей /протокол Интернета) – являющийся стандартом для передачи данных между сетями, в том числе в Интернете.

Протокол TCP (протокол управления передачей) разбивает информацию на порции (пакеты) и нумерует их. Затем протокол IP (протокол Интернета) добавляет к каждой порции служебную информацию с адресами отправителя и получателя и обеспечивает доставку всех пакетов.

Благодаря такому способу передачи информации, в Интернете, как и в обычной почте, нет понятия "занято" – каждый компьютер может одновременно принимать пакеты от большого количества других компьютеров. В этом случае нет необходимости устанавливать отдельный канал связи межу двумя компьютерами.

Для каждого из ресурсов Интернета существует свой протокол. Протоколы ресурсов Интернета называются прикладными протоколами, все они используют TCP/IP в качестве протокола транспортного уровня.

К ним относятся текстовый протокол telnet, файловый протокол ftp, протокол телеконференций Usenet, протокол баз данных wais, протокол gopher и др.

TCP/IP - это название набора сетевых протоколов. На самом деле передаваемый пакет проходит несколько уровней. (Как на почте: сначала вы пишете письмо, потом помещаете в конверт с адресом, затем на почте на нем ставится штамп и т.д.).

IP протокол - это протокол так называемого сетевого уровня. Задача этого уровня - доставкаIP-пакетов от компьютера отправителя к компьютеру получателю. Помимо собственно данных, пакеты этого уровня имеютIP-адрес отправителя иIP-адрес получателя. Номера портов на сетевом уровне не используются. Какому порту, т.е. приложению адресован этот пакет, был ли этот пакет доставлен или был потерян, на этом уровне неизвестно - это не его задача, это задача транспортного уровня.

TCP и UDP - это протоколы так называемого транспортного уровня. Транспортный уровень находится над сетевым. На этом уровне к пакету добавляется порт отправителя и порт получателя.

TCP - это протокол с установлением соединения и с гарантированной доставкой пакетов. Протокол TCP (протокол управления передачей) разбивает информацию на порции (пакеты) и нумерует их. Затем протокол IP (протокол Интернета) добавляет к каждой порции служебную информацию с адресами отправителя и получателя и обеспечивает доставку всех пакетов.

Можно интерпретировать работу ТСР так. Сначала производится обмен специальными пакетами для установления соединения, происходит что-то вроде рукопожатия (Привет. -Привет. -Поболтаем? -Давай.). Далее по этому соединению туда и обратно посылаются пакеты (идет беседа), причем с проверкой, дошел ли пакет до получателя. Если пакет не дошел, то он посылается повторно («повтори, не расслышал»).

UDP - это протокол без установления соединения и с негарантированной доставкой пакетов. (Типа: крикнул что-нибудь, а услышат тебя или нет - неважно).

Над транспортным уровнем находится прикладной уровень. На этом уровне работают такие протоколы, как HTTP и FTP и пр. Например, HTTP и FTP - используют надежный протокол TCP, а DNS-сервер работает через ненадежный протокол UDP.

Благодаря такому способу передачи информации, в Интернете, как и в обычной почте, нет понятия "занято" – каждый компьютер может одновременно принимать пакеты от большого количества других компьютеров.

В этом случае нет необходимости устанавливать отдельный канал связи межу двумя компьютерами.

Протокол, принятый в WWW, называется HyperText Transfer Protocol, сокращенно – HTTP. Указанием на него в адресе ресурса является обозначение http (англ . Hyper Text Transfer Protocol гипертекстовый протокол передачи данных). HTTP (HyperText Transfer Protocol, протокол передачи гипертекста) – протокол, который использует Web-клиент для получения Web-страницы с Web-сервера.

Этот протокол для передачи гипертекста в Сети был предложен швейцарским физиком Тимом Бернерсом-Ли (Tim Berners-Lee) в 1989 году.

Основные ресурсы (службы) Интернета

    Самым популярным ресурсом Интернета является всемирная паутина или WWW, которая представляет собой огромное количество (свыше миллиарда) мультимедийных документов, отличительной особенностью которых кроме прекрасного внешнего вида является возможность ссылаться друг на друга. Это означает присутствие в текущем документе ссылки, реализующей переход на любой документ WWW, который физически может быть размещен на другом компьютере сети Интернет. WWW (World Wide Web, всемирная паутина) – совокупность взаимосвязанных гипермедийных документов.

    Следующим ресурсом сети является FTP, который является хранилищем и системой пересылки всевозможных файлов. FTP (File Transfer Protocol, протокол передачи файлов) – хранилище и система пересылки всевозможных файлов.

Старейшим ресурсом Интернета является E-mail (электронная почта). E-mail (электронная почта) – система пересылки электронных писем. Существует даже специальное, более дешевое почтовое подключение к Интернету, обеспечивающее подключение только к e-mail.

    Для ведения дискуссий в сети предназначена глобальная распределенная система под названием Группы новостей. Группы новостей – глобальная распределенная система для обмена сообщениями и ведения дискуссий. Одной из самых популярных систем подобного рода являются группы новостей Usenet.

    Служба telnet позволяет вам подключиться к удаленному компьютеру и работать с его ресурсами. Telnet – сервис для удаленного управления компьютерами. Однако чаще всего такие компьютеры работают под управлением того или иного варианта операционной системы Unix (Юникс), поэтому в настоящее время эта служба используется прежде всего системными администраторами.

    Наконец, в Интернете есть система IRC (Chat), реализующая живое общение пользователей в реальном режиме времени посредством ввода текста с клавиатуры. IRC (Chat) – служба для живого общения пользователей Интернета в реальном режиме времени посредством ввода текста с клавиатуры.

При подключении локальной сети к глобальной важную роль приобретает обеспечение безопасности данных. Для обеспечения сетевой безопасности между локальной и глобальной сетью устанавливают специальный компьютер или программу (брандмауэр), ограничивающую доступ в локальную сеть извне и несанкционированный выход за пределы локальной сети.

В Интернете существуют следующие режимы работы:

On-line – режим работы, означающий непосредственное подключение к сети на все время запроса, поиска, обработки, получения и просмотра информации.

В таком режиме работают большинство служб Интернета, например, WWW.

Off-line – режим работы, подразумевающий подключение к сети только на время отправки запроса или получения информации по запросу режим работы. В таком режиме работает, например, электронная почта.

Человек, получивший доступ к Интернету, попадает в мир практически неограниченных информационных ресурсов. Следует учитывать, что некоторые ресурсы могут быть платными. Ниже приводится очень краткий обзор основных ресурсов сети.

1) Электронная почта.

Электронная почта, или e-mail (от electronic mail- электронная почта), представляет собой один из способов связи между людьми. Она объединяет в себе все достоинства почты, телетайпа, телеграфа и факса. Причем пересылка по электронной почте обходится дешевле, чем услуги каждого из рассмотренных средств связи.

Пример адреса электронной почты: [email protected]

В рассматриваемом примере sas – идентификатор абонента, составляемый, как правило, из начальных букв его фамилии, имени, отчества. То, что стоит справа от знака @, называется доменом и однозначно описывает местонахождение абонента.@ - обязательный символ в адресе e-mail.

2) Всемирная Паутина.

Наверное, самым интересным, удобным и эффективным ресурсом, который пользуется в настоящее время огромной популярностью, является гипертекстовая сетевая информационная система World Wide Web (всемирная паутина). Всемирная паутина, которую для краткости называют Web или WWW, представляет собой гипертекстовую (более точно гипермедийную) информационную систему, содержащую связанную между собой ссылками документы, которые могут создаваться в различных программных средах и находиться в любом из компьютеров Интернета.

Гипертекст можно рассматривать как текст, содержащий ссылки, которые связаны с определением, пояснением, дополнений отдельных слов, словосочетаний, изображений, входящих в рассматриваемый текст. Важнейшим свойством гипертекста является автоматический доступ к информации, связанной с указываемой пользователем ссылкой. Поиск этой информации и ее вывод на экран осуществляется с помощью специальных программ работы с гипертекстами.

3) Адрес ресурса.

Каждая web-страница с точки зрения операционной системы представляет собой файл, находящийся на одном из дисковых устройств компьютера, играющего роль web-сервера. Следовательно, для того чтобы получить доступ к какой либо web-странице, нужно тем или иным способом указать на файл, хранящий эту страницу.

http://sunsite.unc.edu/boutell/fag/www_fag.html

http - протокол

sunsite.unc.edu – доменный адрес компьютера

boutell/fag/www_fag.html - файл

4) Электронные доски объявлений.

На электронных досках объявлений (в литературе часто используется сокращение BBS от Bulletin Board System - система досок объявлений) размещаются объявления, которые посылаются пользователями всем, кто их прочитает. Электронные доски являются аналогом обычных досок объявлений, которые размещаются в общедоступных, часто посещаемых людьми местах. Можно также провести аналогию с объявлениями, печатаемыми в газетах и журналах.


5) Телеконференции.

На базе программ электронной почты, электронных досок объявлений и других специальных пакетов проводятся деловые совещания, научные конференции, в которых могут участвовать несколько человек, находящихся на своих рабочих местах в разных городах или странах.

6) Пересылка файлов.

Пересылаемые по сети сообщения могут состоять только из кодов ASCII. Однако, присоединив любой файл к сообщению, его также можно переслать по сети, но только в автономном (offline) режиме. В Интернете существует другой способ пересылки произвольных файлов между компьютерами. Этот способ основан на протоколе FTP (File transfer Protocol – протокол передачи файлов), который подразумевает передачу файлов в так называемом оперативном, или online, режиме. Это означает, что на время передачи файла передающий и принимающий компьютеры должны находиться в прямом контакте друг с другом (как люди, разговаривающие друг с другом по телефону).

7) Удаленный доступ.

Протокол FTP является достаточно мощным, но вместе с тем и ограниченным средством доступа к ресурсам «чужих» компьютеров сети. Он обеспечивает только копирование, то есть пересылку копий файлов от одного компьютера сети к другому. Полноценный доступ к ресурсам компьютеров, входящих в Интернет, обеспечивает протокол telnet (TErminaL over NETwork protocol – протокол удаленного доступа). С помощью этого протокола пользователь может подключиться к компьютеру, который находится на противоположной стороне земного шара, и работать с ним, как со своим персональным компьютером.

8) Поиск серверов.

Как было отмечено выше, для того чтобы пользоваться протоколами ftp или telnet, необходимо знать доменный адрес соответствующего сервера. Если же такой адрес неизвестен, то доступ к необходимому ресурсу может быть существенно затруднен. Для облегчения поиска нужных серверов в Интернете была разработана основанная на принципах меню система доступа к серверам Интернета. Эта система получила название GOPHER. Термин происходи то ли от слова gopher – суслик (Миннесота, родина этой системы, считается штатом «золотых сусликов»), то ли от жаргонного термина go fer – рыщущий человек.

9) Базы данных в Интернете.

К Интернету подключено большое количество баз данных, содержащих огромное количество информации по самым различным вопросам: от сведений по конкретным наукам – биологии, математике, физике - до коллекции анекдотов и небылиц. Как правило, они входят в состав информационной системы широкого пользования WAIS (Wide Area Information System). Компьютер, имеющий специальное программное обеспечение и предоставляющий пользователям доступ к базам данных этой системы, называют wais-сервером.

WAIS объединяет wais-серверы всего мира, имеющие доступ к более чем 1000 общедоступных и коммерческих баз данных. Для доступа к WAIS нужно знать домашний адрес какого-либо конкретного wais-сервера.

63. WWW-информационная паутина: система имен в Интернет, доменное имя и IP-адрес.

WWW (Всемирная информационная сеть, «паутина») использует Internet для передачи гипертекстовых документов – документов содержащих текстовую, мультимедийную информацию, а также ссылки на другие документы – от сервера, на котором эти документы находятся, к компьютеру пользователя. Это наиболее распространенный и популярный сервис.

WWW отличается двумя особенностями:

1. использованием гипертекста;

2. возможность клиентов взаимодействовать с другими приложениями Internet.

3. Для работы с WWW на клиентских компьютерах используются программы-браузеры. Задача браузера – показать пользователю указанный им документ. Программа-браузер может выполнять следующие действия:

4. просматривать документы, находящиеся на удаленных компьютерах-серверах, осуществляя к ним доступ через Internet;

5. просматривать как текстовые, так и гипертекстовые документы;

6. давать возможность пользователю проследовать по ссылкам к другим документам, создавая явление продолжительного «брожения» по ресурсам WWW.

Гипертекстовые документы пишутся с помощью специального языка HTML (Hyper Text Mark-up Language – язык разметки гипертекста). Изображения и другие нетекстовые компоненты не вставляются в документ непосредственно и хранятся отдельно. Вместо этого в текст вставляется ссылка, указывающая имя файла, содержащего необходимый компонент.

Несколько документов, объединенных на одном сервере какой-либо общей темой, называют домашней страницей (home page).

Более крупный ресурс называется сайтом (site). Сайт может объединять несколько серверов; с другой стороны, на одном мощном сервере может размещаться несколько сайтов.

Для доступа к документу необходимо указать его адрес, который называется URL (Uniform Resource Locator – универсальный указатель ресурса) – это строка символов, обозначающая документ или ресурс, запрашиваемых пользователем Всемирной паутины. Чтобы получить доступ к нужному ресурсу или документу, достаточно ввести его адрес URL в поле ввода браузера. Формат URL стандартизован, поэтому он распознается всеми программами просмотра. Структура адреса URL имеет следующий вид:

<Тип ресурса или протокол>:// <Имя в Internet>/<Путь доступа>,

где <Тип ресурса или протокол> определяет метод доступа к ресурсу. <Имя в Internet> представляет собой сетевое имя компьютера, на котором находятся искомые данные. <Путь доступа> - путь к искомому файлу с указанием каталогов (папок) и имени файла.

Пример URL: http://citforum.ru/seminars/cis99.html.

http:// - указание браузеру применить сетевой протокол HTTP, предназначенный для работы с WWW;

citforum.ru – доменное имя компьютера в Internet (сервера WWW), на котором находится искомый документ;

/seminars/cis99.html – путь к искомому файлу.

При обращении браузера по указанному URL компьютер-адресат должен отвечать следующим требованиям:

· быть в работоспособном состоянии;

· иметь запущенную программу, которая ожидает этого обращения.

Система имен (адресов) в Internet

Каждый компьютер в Internet должен иметь свой собственный уникальный адрес, позволяющий связаться с ним любому другому компьютеру сети. Индивидуальный адрес каждого компьютера в Internet имеет наименование – IP-адрес. IP-адреса имеют две формы записи:

· цифровой (числовой) адрес;

· доменный адрес.

Оба адреса могут применяться равноценно.

Цифровой адрес имеет длину 32 бита; для удобства он разделяется на четыре блока по 8 бит в каждом, которые можно записывать в десятичном виде. Цифровой адрес включает в себя три компонента:

· адрес сети;

· адрес подсети;

· адрес компьютера в подсети.

Например, IP-адрес может иметь вид: 142.25.6.170, где:

142.25 – адрес сети; 6 – адрес подсети; 170 – адрес компьютера.

Цифровой адрес содержит полную информацию, необходимую для идентификации компьютера.

Цифровая форма адреса используется компьютерами и специальным оборудованием обслуживания сети; для пользователей цифровой адрес неудобен, плохо запоминается и несет мало смысловой информации.

В связи с неудобством использования адресации в цифровом виде была изобретена доменная система имен компьютеров, представленных в Internet.

Доменное имя состоит из нескольких слов или сокращений, разделенными точками, например: irgups.ru. Доменное имя несет полезную информацию о местонахождении компьютера. Количество символов в имени домена ограничено числом 63.

Доменное имя имеет иерархическую многоуровневую структуру:

Ø крайняя правая часть имени обозначает домен верхнего уровня, то есть самую большую группу компьютеров, в которой находится данный компьютер. В данном примере это ru – сокращенное от Russia; этот домен объединяет компьютеры, подключенные к Internet в России;

внутри доменов верхнего уровня есть поддомены – домены второго и более уровней;

крайняя левая часть доменного имени обозначает имя компьютера внутри своего поддомена.

Домены первого (верхнего) уровня бывают трехбуквенные и двухбуквенные. Трехбуквенные: com, edu, gov, org и др. Двухбуквенные домены верхнего уровня обозначают его страну расположения: ru, ua, jp и др.

Преобразование доменного имени в цифровой IP-адрес осуществляется специальной службой Internet, называемой DNS (Domain Name System – Система доменных имен). Компьютеры, выполняющие такое преобразование, называются DNS-серверами.

Первый в своем роде сайт появился в 1990 году, на нем были сведения о технологии World Wide Web (WWW), протоколе HTTP и их особенностях. Позднее на этом сайте появились и ссылки на другие аналогичные интернет-ресурсы, поэтому первый сайт стал и самым первым интернет-каталогом. Отцом-основателем HTTP, WWW и создателем того, без чего невозможен современный интернет, стал Тим Бернерс-Ли, американский программист.

В современном понимании интернет-ресурс представляет собой совокупность электронных документов или файлов, объединенных одним IP-адресом или доменом. Все интернет-сайты (или интернет-ресурсы, что равнозначно) расположены на удаленных друг от друга серверах, объединение которых называется Всемирной паутиной. Именно она объединяет между собой различные куски информации из сети в единое целое.

Разновидности интернет-ресурсов

Все они делятся по нескольким признакам. Во-первых, по доступности своих сервисов. Суть в том, что ресурсы того или иного сайта могут быть либо в открытом и свободном доступе (может понадобиться регистрация, но не всегда), либо в закрытом. В последнем случае может потребоваться инвайт (одноразовое приглашение) или плата за доступ.

Вторым критерием, по которому делятся сайты в сети, является его расположение. Он может находиться в доступе из интернета, когда абсолютно любой пользователь может попасть на данный ресурс, либо в локальной сети. В этом случае доступность сайта ограничена определенным диапазоном IP-адресов.

Самым сложным критерием, по которому делятся интернет-сайты, является схема деления предоставления информации пользователю. Существуют так называемые интернет-порталы, обладающие сложной иерархией, состоящие из множества страниц и включающие массу данных. Портал может состоять из множества взаимозависимых сайтов, объединенных единой тематикой и т.д. Также имеют место информационные ресурсы, чаще всего они посвящены определенной тематике.

Отдельного внимания заслуживают интернет-представительства и веб-сервисы. Целью первых является предоставление информации пользователям о каком-либо бизнесе, компании, проекте и т.д. Веб-сервисы созданы для выполнения определенных задач в рамках текущего технического развития сети интернет (хостинг, поиск, доски объявлений, почтовые сервисы, форумы и т.д.)