Android Linux Windows

Кэш процессора на что влияет. Небольшое сравнение L3 кэша в играх и приложениях Влияет кэш память

Что такое кэш процессора?

Кэш – это часть памяти, которая обеспечивает максимальную скорость доступа и ускоряет скорость вычисления. Он хранит в себе части данных, которые процессор запрашивает наиболее часто, так что процессору нет необходимости постоянно за ними обращаться к памяти системы.

Как вы знаете, – это часть оборудования компьютера, которая характеризуется наиболее медленными скоростями обмена данными. Если процессору понадобится какая-то информация, он отправляется за ней к оперативной памяти по одноимённой шине. Получив от процессора запрос, та начинает копаться в своих анналах в поисках нужных процессору данных. По получению ОЗУ пересылает их обратно в процессор по той же шине памяти. Такой круг для обмена данными всегда был длинноват. Потому производители и решили, что можно было бы позволить процессору хранить данные где-нибудь поблизости. Принцип работы кэша основан на простой идее.

Представьте, что память – это школьная библиотека. Ученик подходит к работнику за книжкой, та отправляется к полкам, ищет её, возвращается к студенту, должным образом оформляет и приступает к следующему ученику. В конце дня он повторяет ту же операцию, когда книги ей возвращают. Вот так работает процессор без кэша.

Зачем же нужен кэш процессору?

А теперь представьте, что библиотекарю надоело постоянно носиться туда-сюда с книгами, которые постоянно у неё требуют из года в год, изо дня в день. Он обзавёлся большой тумбой, где хранит наиболее часто запрашиваемые книги и учебники. Остальные, что положены, конечно, так и продолжают храниться на прежних полках. Но эти – всегда под рукой. Сколько же времени он сэкономил этой тумбой и себе, и остальным. Это и есть кэш.

Значит, кэш умеет сохранять только самые требуемые данные?

Да. Но он может большее. Например, уже сохраняя в себе часто требуемые данные, он способен оценить (с помощью процессора) ситуацию и затребовать информацию, которая вот-вот понадобиться. Так, клиент видео проката, затребовавший фильм «Крепкий орешек» с первой частью, скорее всего, попросит вторую. А вот она! Также и с кэшем процессора. Обращаясь к ОЗУ и сохраняя определённые данные, он извлекает и данные из соседних ячеек памяти. Такие куски данных получили название строка кэша.

Что такое двухуровневый кэш?

Современный процессор имеет два уровня. Соответственно, первый и второй. Обозначаются литерой L от английского Level. Первый – L1 – более быстрый, но по объёму невелик. Второй – L2 – чуть больше, но медленнее, но быстрее, нежели оперативная память. Кэш первого уровня делится на кэш инструкций и кэш данных. Кэш инструкций хранит в себе тех их набор, которые необходимы процессору для расчётов. Тогда как в кэше данных сохраняются величины или значения, необходимые для текущего вычисления. А кэш второго уровня используется для подгрузки данных из оперативной памяти компьютера. Принцип работы уровней кэша также можно объяснить с помощью примера школьной библиотеки. Так, заполнив купленную тумбу, библиотекарь понимает, что её уже не хватает на книги, ради которых постоянно приходится бегать по залу. Но список таких книг окончательно оформлен, и нужно купить такую же тумбу. Первую он выбрасывать не стал – жалко – и просто докупил вторую. И теперь, по мере заполняемости первой, библиотекарь начинает заполнять вторую, которая вступает в дело, когда первая заполнена, но нужные книги в неё не поместились. С уровнями кэша то же самое. И по мере развития микропроцессорной техники уровни кэша процессора растут в своих объёмах.

Кэш будет продолжать расти?

Вряд ли. Погоня за частотой процессора тоже продолжалась недолго, и производители нашли другие пути увеличения мощности. Также и с кэшем. Говоря конкретно, объём и количество уровней бесконечно раздувать нельзя. Кэш не должен превращаться в ещё одну планку оперативной памяти с медленной скоростью доступа к ней или превращать размеры процессора до уровня в половину материнской платы. Ведь скорость доступа к данным – это, прежде всего, энергопотребление и затрата производительности самого процессора. Также стали учащаться промахи кэша (в противоположность к попаданию кэша), когда процессор обращается к кэшированной памяти за данными, которых там не оказывается. Данные в кэше постоянно обновляются, используя различные алгоритмы, чтобы вероятность попадания кэша усилить.

Всем доброго времени суток. Сегодня мы постараемся растолковать вам такое понятие как кэш. Кэш память процессора – это сверхбыстрый массив обработки данных, скорость которого превышает показатели стандартной ОЗУ раз так в 16–17, если речь идет о DDR4.

Из этой статьи вы узнаете:

Именно объем кэш-памяти позволяет ЦП работать на предельных скоростях, не дожидаясь, пока оперативная память обработает какие-либо данные и не отправит результаты готовых вычислений чипу для дальнейшей их обработки. Аналогичный принцип прослеживается в HDD, только там используется буфер на 8–128 МБ. Другое дело, что скорости гораздо ниже, но процесс работы аналогичен.

Что такое кэш процессора?

Как вообще происходит процесс вычислений? Все данные хранятся в оперативной памяти, которая предназначена для временного хранения важной пользовательской и системной информации. Процессор выбирает для себя определенное количество задач, которые загоняются в сверхбыстрый блок, именуемый кэш-памятью, и начинает заниматься своими прямыми обязанностями.

Результаты вычислений снова отправляются в ОЗУ, но уже в гораздо меньшем количестве (вместо тысячи значений на выходе получаем куда меньше), а на обработку берется новый массив. И так до тех пор, пока работа не будет сделана.

Скорость работы определяется эффективностью оперативной памяти. Но ни один современный модуль DDR4, включая оверклокерские решения с частотами под 4000 МГц, и рядом не стоял с возможностями самого чахлого процессора с его «медленным» КЭШем.

Все потому, что скорость работы ЦП превышает показатели работы ОЗУ в среднем раз в 15, а то и выше. И не смотрите только на параметры частоты, помимо них отличий хватает.
В теории получается, что даже сверхмощные Intel Xeon и AMD Epyc вынуждены простаивать, но по факту оба серверных чипа работают на пределе возможностей. А все потому, что они набирают необходимое количество данных по величине кэша (вплоть до 60 и более МБ) и моментально обрабатывают данные. ОЗУ служит в качестве некоего склада, откуда черпаются массивы для вычислений. Эффективность вычислений компьютера возрастает и все довольны.

Краткий экскурс в историю

Первые упоминания о кэш-памяти датированы концом 80‑х годов. До этого времени скорость работы процессора и памяти были приблизительно одинаковой. Стремительное развитие чипов требовало придумать какой-нибудь «костыль», чтобы повысить уровень быстродействия ОЗУ, однако использовать сверхбыстрые чипы было очень затратно, а потому решились обойтись более экономичным вариантом – внедрением скоростного массива памяти в ЦП.

Впервые модуль кэш-памяти появился в Intel 80386. В то время задержки при работе DRAM колебались в пределах 120 наносекунд, в то время как более современный модуль SRAM сокращал время задержек до внушительных по тем временам 10 наносекунд. Примерная картина более наглядно продемонстрирована в противостоянии HDD против SSD.

Изначально кэш-память распаивалась прямиком на материнских платах, ввиду уровня техпроцесса того времени. Начиная с Intel 80486 8 кб памяти было внедрено непосредственно в кристалл процессора, что дополнительно увеличивало производительность и снижало площадь кристалла.

Данная технология расположения оставалась актуальной лишь до выхода Pentium MMX, после чего SRAM-память была заменена более прогрессивной SDRAM.
Да и процессоры стали гораздо меньше, а потому надобность во внешних схемах отпала.

Уровни кэш-памяти

На маркировке современных ЦП, помимо и , можно встретить такое понятие как размер кэша 1,2 и 3 уровней. Как он определяется и на что влияет? Давайте разбираться простым языком.

  • Кэш первого уровня (L1) – самая важная и быстрая микросхема в архитектуре ЦП. Один процессор может вместить количество модулей, равных числу ядер. Примечательно, что микросхема может хранить в памяти самые востребованные и важные данные только со своего ядра. Объем массива зачастую ограничен показателем в 32–64 КБ.
  • Кэш второго уровня (L2) – падение скорости компенсируется увеличением объема буфера, который доходит до 256, а то и 512 КБ. Принцип действия такой же, как и у L1, а вот частота запроса к памяти ниже, ввиду хранения в ней менее приоритетных данных.
  • Кэш третьего уровня (L3) – самый медленный и объемный раздел среди всех перечисленных. И все равно этот массив гораздо быстрее оперативной памяти. Размер может достигать 20, и даже 60 МБ, если речь касается серверных чипов. Польза от массива огромна: он является ключевым звеном обмена данными между всеми ядрами системы. Без L3 все элементы чипа были бы разрознены.

В продаже можно встретить как двух- так и трехуровневую структуру памяти. Какая из них лучше? Если вы используете процессор лишь для офисных программ и казуальных игр, то никакой разницы не почувствуете. Если же система собирается с прицелом под сложные 3D-игры, архивацию, рендеринг и работу с графикой, то прирост в некоторых случаях будет колебаться от 5 до 10%.
Кэш третьего уровня оправдан лишь в том случае, если вы намерены регулярно работать с многопоточными приложениями, требующими регулярные сложные расчеты. По этой причине в серверных моделях нередко используют кэш L3 больших объемов. Хотя бывают случаи, что и этого не хватает, а потому приходится дополнительно ставить так называемые модули L4, которые выглядят как отдельная микросхема, подключаемая к материнской плате.

Как узнать количество уровней и размер кэша на своем процессоре?

Начнем с того, что сделать это можно 3 способами:

  • через командную строку (только кэш L2 и L3);
  • путем поиска спецификаций в интернете;
  • с помощью сторонних утилит.

Если взять за основу тот факт, что у большинства процессоров L1 составляет 32 КБ, а L2 и L3 могут колебаться в широких пределах, последние 2 значения нам и нужны. Для их поиска открываем командную строку через «Пуск» (вводим значение «cmd» через строку поиска).

Система покажет подозрительно большое значение для L2. Необходимо поделить его на количество ядер процессора и узнать итоговый результат.

Если вы собрались искать данные в сети, то для начала узнайте точное имя ЦП. Нажмите правой кнопкой по иконке «Мой компьютер» и выберите пункт «Свойства». В графе «Система» будет пункт «Процессор», который нам, собственно, нужен. Переписываете его название в тот же Google или Yandex и смотрите значение на сайтах. Для достоверной информации лучше выбирать официальные порталы производителя (Intel или AMD).
Третий способ также не вызывает проблем, но требует установки дополнительного софта вроде GPU‑Z, AIDA64 и прочих утилит для изучения спецификаций камня. Вариант для любителей разгона и копошения в деталях.

Итоги

Теперь вы понимаете, что такое кэш-память, от чего зависит ее объем, и для каких целей используется сверхбыстрый массив данных. На данный момент наиболее интересными решениями на рынке в плане большого объема кэш-памяти, можно назвать устройства AMD Ryzen 5 и 7 с их 16 МБ L3.

В следующих статьях осветим такие темы как процессоров, пользу от чипов и не только. и оставайтесь с нами. До новых встреч, пока.

Одним из немаловажных факторов повышающих производительность процессора, является наличие кэш-памяти, а точнее её объём, скорость доступа и распределение по уровням.

Уже достаточно давно практически все процессоры оснащаются данным типом памяти, что ещё раз доказывает полезность её наличия. В данной статье, мы поговорим о структуре, уровнях и практическом назначении кэш-памяти, как об очень немаловажной характеристике процессора .

Что такое кэш-память и её структура

Кэш-память – это сверхбыстрая память используемая процессором, для временного хранения данных, которые наиболее часто используются. Вот так, вкратце, можно описать данный тип памяти.

Кэш-память построена на триггерах, которые, в свою очередь, состоят из транзисторов. Группа транзисторов занимает гораздо больше места, нежели те же самые конденсаторы, из которых состоит оперативная память . Это тянет за собой множество трудностей в производстве, а также ограничения в объёмах. Именно поэтому кэш память является очень дорогой памятью, при этом обладая ничтожными объёмами. Но из такой структуры, вытекает главное преимущество такой памяти – скорость. Так как триггеры не нуждаются в регенерации, а время задержки вентиля, на которых они собраны, невелико, то время переключения триггера из одного состояния в другое происходит очень быстро. Это и позволяет кэш-памяти работать на таких же частотах, что и современные процессоры.

Также, немаловажным фактором является размещение кэш-памяти. Размещена она, на самом кристалле процессора, что значительно уменьшает время доступа к ней. Ранее, кэш память некоторых уровней, размещалась за пределами кристалла процессора, на специальной микросхеме SRAM где-то на просторах материнской платы. Сейчас же, практически у всех процессоров, кэш-память размещена на кристалле процессора.


Для чего нужна кэш-память процессора?

Как уже упоминалось выше, главное назначение кэш-памяти – это хранение данных, которые часто используются процессором. Кэш является буфером, в который загружаются данные, и, несмотря на его небольшой объём, (около 4-16 Мбайт) в современных процессорах , он дает значительный прирост производительности в любых приложениях.

Чтобы лучше понять необходимость кэш-памяти, давайте представим себе организацию памяти компьютера в виде офиса. Оперативная память будет являть собою шкаф с папками, к которым периодически обращается бухгалтер, чтобы извлечь большие блоки данных (то есть папки). А стол, будет являться кэш-памятью.

Есть такие элементы, которые размещены на столе бухгалтера, к которым он обращается в течение часа по несколько раз. Например, это могут быть номера телефонов, какие-то примеры документов. Данные виды информации находятся прямо на столе, что, в свою очередь,увеличивает скорость доступа к ним.

Точно так же, данные могут добавиться из тех больших блоков данных (папок), на стол, для быстрого использования, к примеру, какой-либо документ. Когда этот документ становится не нужным, его помещают назад в шкаф (в оперативную память), тем самым очищая стол (кэш-память) и освобождая этот стол для новых документов, которые будут использоваться в последующий отрезок времени.

Также и с кэш-памятью, если есть какие-то данные, к которым вероятнее всего будет повторное обращение, то эти данные из оперативной памяти, подгружаются в кэш-память. Очень часто, это происходит с совместной загрузкой тех данных, которые вероятнее всего, будут использоваться после текущих данных. То есть, здесь присутствует наличие предположений о том, что же будет использовано «после». Вот такие непростые принципы функционирования.

Уровни кэш-памяти процессора

Современные процессоры, оснащены кэшем, который состоит, зачастую из 2–ух или 3-ёх уровней. Конечно же, бывают и исключения, но зачастую это именно так.

В общем, могут быть такие уровни: L1 (первый уровень), L2 (второй уровень), L3 (третий уровень). Теперь немного подробнее по каждому из них:

Кэш первого уровня (L1) – наиболее быстрый уровень кэш-памяти, который работает напрямую с ядром процессора, благодаря этому плотному взаимодействию, данный уровень обладает наименьшим временем доступа и работает на частотах близких процессору. Является буфером между процессором и кэш-памятью второго уровня.

Мы будем рассматривать объёмы на процессоре высокого уровня производительности Intel Core i7-3770K. Данный процессор оснащен 4х32 Кб кэш-памяти первого уровня 4 x 32 КБ = 128 Кб. (на каждое ядро по 32 КБ)

Кэш второго уровня (L2) – второй уровень более масштабный, нежели первый, но в результате, обладает меньшими «скоростными характеристиками». Соответственно, служит буфером между уровнем L1 и L3. Если обратиться снова к нашему примеру Core i7-3770 K, то здесь объём кэш-памяти L2 составляет 4х256 Кб = 1 Мб.

Кэш третьего уровня (L3) – третий уровень, опять же, более медленный, нежели два предыдущих. Но всё равно он гораздо быстрее, нежели оперативная память. Объём кэша L3 в i7-3770K составляет 8 Мбайт. Если два предыдущих уровня разделяются на каждое ядро, то данный уровень является общим для всего процессора. Показатель довольно солидный, но не заоблачный. Так как, к примеру, у процессоров Extreme-серии по типу i7-3960X, он равен 15Мб, а у некоторых новых процессоров Xeon, более 20.

Оказался у меня на руках процессор i5 2400. И так как у меня есть 2600k, у которого L3 кэш 8mb против 6mb у i5 - захотел сравнить их в играх и приложениях. Время было ограничено, поэтому тестов будет не так много. Но чтобы добавить еще больше информации, я поигрался с памятью и смоделировал три ситуации с i5 2400.

1. Конфиг с самой дешевой материнской платой на чипсете с индексом «H», где отсутствует возможность разгона и частота всех ядер будет 3200MHz. Оперативная память будет работать на частоте 1333MHz при таймингах 9:9:9:27

2. Конфиг с материнской платой на чипсете с индексами «P» и «Z» у которых есть возможность поднять множитель процессоров с поддержкой турбобуста на четыре пункта. В моем случае с процессором i5 2400 множитель с 32 можно поднять до 36, тем самым получив частоту в 3600MHz. Разогнав еще и шину, я получил 3800MHz, что на 600MHz больше чем в первом конфиге. Оперативная память в данном случае будет работать на частоте 2252MHz при таймингах 9:9:9:27

3. Конфиг точно такой же как и второй, но с частотой оперативной памяти в 1689MHz на таймингах 9:9:9:27

4. Конфиг с процессором 2600k на частоте 3,80GHz, отключенным HT и оперативной памятью 2252MHz с таймингами 9:9:9:27.

Тестовые комплектующие:
Intel Core i7 2600K
Intel Core i5 2400
Материнская плата: ASUS P8Z77-V Deluxe
Оперативная память: 16GB DDR3 CRUCIAL Ballistix Elite
Видеокарта: GTX 780 Ti 1279|7800 Драйвера: 381.89
Блок питания: APS-850C 850W
Операционная система: Windows 8.1 x64 чистая (35 процессов после запуска системы)

i5 2400 3200MHz DDR3 1333MHz

i5 2400 3800MHz DDR3 1689MHz

i5 2400 3800MHz DDR3 2252MHz

i7 2600k 3800MHz 2252MHz

NVIDIA GTX 780 Ti 1279|7800

Результаты тестирования:

3DMark 2013 CPU Score




Прирост как от кэша так и от оперативной памяти минимальный.

_________________________________________________________________________________________________

Cinebench R15




В Cinebench R15 наблюдаем аналогичную картину.

_________________________________________________________________________________________________

LinX 0.6.5 Объем задачи: 25000




В LinX также прирост дает только разгон процессора

_________________________________________________________________________________________________

x264 FHD Benchmark




И снова прирост на уровне погрешности.

_________________________________________________________________________________________________

Winrar v4.20



И вот наконец получаем прирост от кэша порядка 6% и от памяти около 15%

_________________________________________________________________________________________________

Battlefield 1 SinglePlayer


Разрешение: 1280x720
Шкала разрешения: 100%
Качество текстур: низ. / сред. / выс. / ультра
Фильтрация текстур: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество освещения: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество эффектов: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество постобработки: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество сетки: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество ландшафта: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество травы: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество сглаживания: нет / FXAA (среднее) / FXAA (высокое) / TAA
Объемный свет: нет / SSAO / HBAO


Небольшой прирост от L3 кэша есть.

_________________________________________________________________________________________________

Crysis 3 Добро пожаловать в джунгли


Разрешение: 1280x720
Сглаживание: откл.
Разрешение текстур: низк. / средн. / высок. / макс.
Эффекты: низк. / средн. / высок. / макс.
Объект: низк. / средн. / высок. / макс.
Частицы: низк. / средн. / высок. / макс.
Постобработка: низк. / средн. / высок. / макс.
Затенение: низк. / средн. / высок. / макс.
Тени: низк. / средн. / высок. / макс.
Вода: низк. / средн. / высок. / макс.
Анизотропный фильтр: 1x / 2x / 4x / 8x / 16x
Степень размытости: откл
Блики: да / нет


Одна из самых требовательных к процессору сцен в игре. Прирост только от частоты процессора. Загрузка 780Ti в этой сцене даже на i7 не превысила 50%

_________________________________________________________________________________________________

Grand Theft Auto V Встроенный бенчмарк (Последняя сцена)


Разрешение: 1280x720
Версия DirectX: 11
Сглаживание FXAA: выкл / вкл
Сглаживание MSAA: выкл / x2 / x4 / x8
Населенность города: max
Разновидность населения: max
Фокусировочная шкала: max
Качество текстур: стандарт / высокое / оч.высокое
Качество шейдеров: стандарт / высокое / оч.высокое
Качество теней: стандарт / высокое / оч.высокое
Качество отражений: высшая степень
MSAA для отражений: выкл / x2 / x4 / x8
Качество воды: стандарт / высокое / оч.высокое
Качество частиц: стандарт / высокое / оч.высокое
Качество травы: стандарт / высокое / оч.высокое / высшая степень
Мягкие тени: резко / мягко / мягче / макс.мягко / AMD CHS / NVIDIA PCSS
Настройка спецэффектов: стандарт / высокая / оч.высокая / высшая степень
Степень размытия при движении: min
Эффект глубины резкости: выкл / вкл
Анизотропная фильтрация: x16
Затенение AO: выкл / стандарт / высокое
Тесселяция: выкл / стандарт / высокая / оч.высокая

Дополнительные настройки:
Длинные тени: выкл / вкл
Тени высокого разрешения: выкл / вкл
Подгрузка более детализированных текстур во время полета: выкл / вкл
Увеличение расстояния подгрузки более детализированных объектов: max
Длина теней: max


В этой игре определенно есть прирост и от памяти и от кэша. Очень хороший прирост i5 2400 3,80GHz относительно стока 3,20GHz.

_________________________________________________________________________________________________

Mass Effect Andromeda


Разрешение: 1280x720
Сглаживание: откл.
Зернистость: выкл / вкл
Хроматические аберрации: выкл / вкл
Качество текстур: ультра
Рассеянное затенение: выкл / SSAO / HBAO / полное HBAO
Качество постобработки: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество текстур: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество освещения: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество теней: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество эффектов: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество моделей: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество шейдеров: низкое / высокое
Качество ландшафта: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество растений: низкое / среднее / высокое / ультра


В этой сцене ни один не раскрыл полностью 780Ti.
_________________________________________________________________________________________________

World Of Tanks 0.9.18
Карта: Перевал

Сглаживание: отк / вкл
Графика: стандартная / улучшенная
Качество текстур: низко / средне / высоко / максимум
Качество освещения: максимум
Качество теней: выключено / средне / высоко / максимум
Трава в снайперском режиме: выкл / вкл
Качество доп. эффектов: выключено / низко / средне / высоко / максимум
Доп.эффекты в снайперском режиме: высоко
Количество растительности: выключено / низко / средне / высоко / максимум
Постобработка: выключено / низко / средне / высоко / максимум
Эффекты из-под гусениц: выкл / вкл
Качество ландшафта: минимум / низко / средне / высоко / максимум
Качество воды: низко / средне / высоко / максимум
Качество декалей: выключено / низко / средне / высоко / максимум
Детализация объектов: низко / средне / высоко / максимум
Детализация деревьев: низко / средне / высоко / максимум
Дальность прорисовки: низко / средне / высоко / максимум
Качество размытия в движении: выключено / низко / средне / высоко
Д инамическое изменение качества эффектов: выкл / вкл
Следы гусениц: выкл / вкл

Вывод: Некоторые обзорщики с Youtube просто отключают HT, делая из I7 «искусственный» i5, но с большим кэшом... и говорят что разницы нет. Но все же в некоторых играх дополнительный кэш дает прирост.

И в целом разгон стокового i5 2400 дает очень сильный прирост, но тогда придется потратится на материнскую плату.

Первым процессором, который производился с кэшем L2, стал Pentium Pro в 1995 году. У него было 256 или 512 кбайт кэша второго уровня на кристалле, что давало существенное преимущество над обычными процессорами Pentium, чей кэш располагался на материнской плате. С появлением Pentium II в модуле Slot 1 выделенная кэш-память "поселилась" рядом с процессором. Но только у второго поколения Pentium III для Socket 370 кэш-память перешла на кристалл процессора. Так продолжается и по сей день, но есть процессоры с небольшим количеством кэша, а есть с большим. Стоит ли тратить деньги на модель с большим кэшем? В прошлом дополнительная кэш-память не всегда ощутимо влияла на производительность.

Хотя всегда можно найти измеряемые различия между двумя процессорами с разными размерами кэша, для экономии средств вполне можно было покупать процессоры с меньшим кэшем. Но ни один процессор до появления Core 2 Duo не был доступен с тремя разными вариантами кэша.

Pentium 4 в своём первом поколении (Willamette, 180 нм) оснащался 256 кбайт кэша, а в более успешном втором поколении (Northwood, 130 нм) - уже 512 кбайт кэша. В то время дешёвые процессоры Celeron с меньшим кэшем производились на тех же вычислительных ядрах. Celeron относятся к первому поколению продуктов с одной технологической базой для high-end и дешёвых моделей, различающихся только доступным размером кэша и частотами FSB/ядра. Позднее была добавлена и разница в функциях, чтобы заметнее разделить сегменты рынка.

С выпуском 90-нм ядра Prescott объём кэша L2 вырос до 1 Мбайт, и этот процессор стал основой линейки настольных процессоров Intel до появления 2-Мбайт 65-нм Cedar Mill. Intel даже использовала два таких ядра для создания процессоров Pentium D 900 второго поколения. Впрочем, более быстрые тактовые частоты и больший объём кэша даже тогда не значили очень много. Сегодня ситуация изменилась: лучшая производительность Core 2 Duo (Conroe, 65 нм) и меньшее энергопотребление немало обязаны размеру кэша.

AMD весьма сдержанно относилась к увеличению объёма кэша. Скорее всего, это связано с площадью кристалла (бюджетом транзисторов), поскольку количество 65-нм процессоров не может удовлетворить спрос на рынке, а у менее выгодных 90-нм моделей этот вопрос стоит ещё острее. У Intel, с другой стороны, есть преимущество в виде производства всех массовых процессоров по 65-нм техпроцессу, да и ёмкость кэша L2 будет ещё расти. Например, следующее поколение Core 2 на 45-нм ядре Penryn будет оснащаться до 6 Мбайт кэша L2. Можно ли рассматривать это как маркетинговый шаг, или увеличение ёмкости L2 действительно даст прирост производительности? Давайте посмотрим.

Большой кэш L2: маркетинг или рост производительности?

Кэши процессора играют вполне определённую роль: они уменьшают количество обращений к памяти, буферизуя часто используемые данные. Сегодня ёмкость ОЗУ составляет от 512 Мбайт до 4 Гбайт, а объём кэша - от 256 кбайт до 8 Мбайт, в зависимости от модели. Впрочем, даже небольшого объёма кэша в 256 или 512 кбайт достаточно, чтобы обеспечить высокую производительность, которую сегодня воспринимают само собой разумеющейся.

Есть разные способы организации иерархии кэша. В большинстве современных компьютеров установлены процессоры с небольшим кэшем первого уровня (L1, до 128 кбайт), который обычно разделяется на кэш данных и кэш инструкций. Кэш L2 большего размера обычно используется для хранения данных, он является общим для двух процессорных ядер Core 2 Duo, хотя Athlon 64 X2 или Pentium D имеют раздельные кэши на ядро. Кэш L2 может работать эксклюзивно или инклюзивно, то есть он может либо хранить копию содержимого кэша L1, либо нет. AMD вскоре представит процессоры с третьим уровнем кэша, который будет общим для четырёх ядер в процессорах AMD Phenom. То же самое ожидается и для архитектуры Nehalem, которую Intel представит в 2008 году на замену текущим Core 2.

Кэш L1 всегда был в составе процессора, но поначалу кэш L2 устанавливался на материнские платы, как было в случае многих компьютеров 486DX и Pentium. Для кэш-памяти первого уровня использовались простые чипы статической памяти (SRAM, Static RAM). Они вскоре были заменены конвейерным пакетным кэшем (pipelined burst cache) у процессоров Pentium, пока не появилась возможность устанавливать кэш на кристалл. Pentium Pro на 150 - 200 МГц стал первым процессором, содержащим 256 кбайт кэш-памяти L2 на кристалле, побив рекорд по размеру керамической упаковки для настольных ПК и рабочих станций. Pentium III для Socket 370, работающий на частотах от 500 МГц до 1,13 ГГц, стал первым процессором с 256 кбайт кэш-памяти на кристалле L2, что давало преимущество по снижению задержек, поскольку кэш работает на частоте CPU.

Встроенный кэш L2 дал существенный прирост производительности практически в любых приложениях. Увеличение производительности оказалось столь существенным, что появление интегрированного кэша L2 можно назвать самым важным фактором производительности у процессоров x86. Отключение кэша L2 снизит производительность сильнее, чем отключение второго ядра у двуядерного процессора.

Однако кэш-память влияет не только на производительность. Она стала мощным инструментом, позволяющим создавать разные модели процессоров для low-end, массового и high-end сегментов, поскольку производитель может гибко отбирать процессоры по отбраковке и тактовым частотам. Если на кристалле нет дефектов, то можно включить весь кэш L2, да и частоты получаются высокие. Если же желаемых тактовых частот достичь не удастся, то кристалл может стать моделью начального уровня в high-end линейке, например, Core 2 Duo 6000 с 4 Мбайт кэша и низкими частотами. Если дефекты присутствуют в кэше L2, то производитель имеет возможность отключить его часть и создать модель начального уровня с меньшим объёмом кэша, например, Core 2 Duo E4000 с 2 Мбайт кэша L2 или даже Pentium Dual Core всего с 1 Мбайт кэша. Всё это действительно так, но вопрос заключается в следующем: насколько различие в объёме кэша влияет на производительность?

Варианты Core 2 Duo

Intel выпустила на рынок большой ассортимент настольных процессоров. Сегодня ещё можно найти Pentium 4 и Pentium D, но большинство моделей построено на микро-архитектуре Core. Мы не рекомендуем брать процессоры Pentium 4 или Pentium D, хотя их тактовые частоты до 3,8 ГГц могут выглядеть привлекательно. Но любой процессор Core 2 на частоте 2,2 ГГц и выше способен победить даже самые быстрые модели Pentium D (собственно, как и Athlon 64 X2), поскольку Core 2 даёт намного лучшую производительность на такт .

Благодаря меньшим тактовым частотам процессоры Core 2 более эффективны по энергопотреблению. Если топовые модели Pentium D 800 "съедают" до 130 Вт, то лишь Core 2 Extreme с четырьмя ядрами преодолевает порог 100 Вт. Все двуядерные процессоры потребляют не больше 65 Вт. Кроме того, энергопотребление в режиме бездействия процессоров Core 2 Duo ещё ниже, поскольку рабочая частота в режиме бездействия меньше (максимум 1,2 ГГц для Core 2 Duo/Quad против 2,8 ГГц для Pentium D/4). На снижение энергопотребления повлиял улучшенный дизайн транзисторов с уменьшенными токами утечки.

Сегодня доступны модели E и X. Модели E предназначены для массового рынка, а X относятся к классу Extreme Edition. Q обозначает четыре ядра, которые Intel создаёт, размещая два двуядерных кристалла в одной физической упаковке. Процессоры E6000 оснащены 4 Мбайт кэша L2, если их модельный номер выше E6400 или заканчивается на 20 (например, E6320). Модели, заканчивающиеся на 00 (например, E6600) работают с FSB 266 МГц (FSB1066), а модели, заканчивающиеся на 50 (E6750), работают с FSB 333 МГц (FSB1333). Последняя требует чипсета P35 или X38 и даёт чуть более высокую производительность. E4000 работает с FSB 200 МГц (FSB800) и имеет всего 2 Мбайт кэша L2. Версии с 1 Мбайт кэша продаются как Pentium Dual Core E2140, E2160 и E2180 с частотами от 1,6 до 2,0 ГГц. Кроме названия и некоторых функций, которые Intel отключает у дешёвых процессоров, упомянутые модели Pentium Dual Cores идентичны Core 2 Duo.

Характеристики процессоровCore 2 Duo
Номер 65-нм процессора Кэш Тактовая частота FSB Технология виртуализации Технология Trusted Execution
E6850 4 Мбайт L2 3 ГГц 333 МГц X X
E6750 4 Мбайт L2 2,66 ГГц 333 МГц X X
E6700 4 Мбайт L2 2,66 ГГц 266 МГц X
E6600 4 Мбайт L2 2,40 ГГц 266 МГц X
E6550 4 Мбайт L2 2,33 ГГц 333 МГц X X
E6540 4 Мбайт L2 2,33 ГГц 333 МГц X
E6420 4 Мбайт L2 2,13 ГГц 266 МГц X
E6400 2 Мбайт L2 2,13 ГГц 266 МГц X
E6320 4 Мбайт L2 1,86 ГГц 266 МГц X
E6300 2 Мбайт L2 1,86 ГГц 266 МГц X
E4600 2 Мбайт L2 2,40 ГГц 200 МГц
E4500 2 Мбайт L2 2,20 ГГц 200 МГц
E4400 2 Мбайт L2 2 ГГц 200 МГц
E4300 2 Мбайт L2 1,80 ГГц 200 МГц


Платформа
CPU I Intel Pentium Dual Core E2160 (65 нм; 1 800 МГц, 1 Мбайт кэша L2) на частоте 2,4 ГГц (266 МГц x9)
CPU II Intel Core 2 Duo E4400 (65 нм; 2 000 МГц, 2 Мбайт кэша L2) на частоте 2,4 ГГц (266 МГц x9)
CPU III Intel Core 2 Duo X6800 (65 нм; 3 000 МГц, 4 Мбайт кэша L2) на частоте 2,4 ГГц (266 МГц x9)
Материнская плата ASUS Blitz Formula, Rev: 1.0
Чипсет: Intel P35, BIOS 1101
Память Corsair CM2X1024-888C4D, 2x 1024 Мбайт DDR2-800 (CL 4-4-4-12 2T)
Жёсткий диск Western Digital Raptor WD1500ADFD, 150 Гбайт, 10 000 об/мин, кэш 16 Мбайт, SATA/150
DVD-ROM Samsung SH-S183
Видеокарта Zotac GeForce 8800 GTS, GPU: GeForce 8800 GTS (500 МГц), память: 320 Мбайт GDDR3 (1 600 Мгц)
Звуковая карта Встроенная
Блок питания Enermax EG565P-VE, ATX 2.01, 510 Вт
Системное ПО и драйверы
ОС Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2
Версия DirectX 9.0c (4.09.0000.0904)
Драйверы платформы Intel Version 8.3.1013
Графический драйвер nVidia Forceware 162.18

Тесты и настройки

3D-игры
Call Of Duty 2 Version: 1.3 Retail
Video Mode: 1280x960
Anti Aliasing: off
Graphics Card: medium
Timedemo demo2
Prey Version: 1.3
Video Mode: 1280x1024
Video Quality: game default
Vsync = off
Benchmark: THG-Demo
Quake 4 Version: 1.2 (Dual-Core Patch)
Video Mode: 1280x1024
Video Quality: high
THG Timedemo waste.map
timedemo demo8.demo 1 (1 = load textures)
Аудио
Lame MP3 Version 3.98 Beta 5
Audio CD "Terminator II SE", 53 min
wave to mp3
160 kbps
Видео
TMPEG 3.0 Express Version: 3.0.4.24 (no Audio)
fist 5 Minutes DVD Terminator 2 SE (704x576) 16:9
Multithreading by rendering
DivX 6.7 Version: 6.6 (4 Logical CPUs)
Profile: High Definition Profile
1-pass, 3000 kbit/s
Encoding mode: Insane Quality
Enhanced multithreading
no Audio
XviD 1.1.3 Version: 1.1.3
Target quantizer: 1.00
Mainconcept H.264 v2 Version 2.1
260 MB MPEG-2 source (1920x1080) 16:9
Codec: H.264
Mode: NTSC
Audio: AAC
Profile: High
Stream: Program
Приложения
WinRAR Version 3.70
(303 MB, 47 Files, 2 Folders)
Compression = Best
Dictionary = 4096 kB
Autodesk 3D Studio Max Version: 8.0
Characters "Dragon_Charater_rig"
rendering HTDV 1920x1080
Cinebench Version: R10
1 CPU, x CPU run
PCMark05 Pro Version: 1.2.0
CPU and Memory Tests
Windows Media Player 10.00.00.3646
Windows Media Encoder 9.00.00.2980




Заключение

Если объём кэш-памяти ограниченно влияет на такие синтетические тесты, как PCMark05, то разница в производительности большинства реальных приложений оказалась весьма существенной. Поначалу это кажется удивительным, поскольку опыт говорит, что именно синтетические тесты дают самую ощутимую разницу в производительности, которая мало отражается на реальных приложениях.

Ответ прост: размер кэша очень важен для современных процессоров с микро-архитектурой Core 2 Duo. Мы использовали 4-Мбайт Core 2 Extreme X6800, 2-Мбайт Core 2 Duo E4400 и Pentium Dual Core E2160, который является процессором Core 2 Duo с кэшем L2 всего 1 Мбайт. Все процессоры работали на одинаковой системной шине 266 МГц и с множителем 9x, чтобы частота составила 2 400 МГц. Единственная разница заключается в размере кэша, поскольку все современные двуядерные процессоры, за исключением старого Pentium D, производятся из одинаковых кристаллов. Чем станет ядро, Core 2 Extreme Edition или Pentium Dual Core, определяется выходом годных кристаллов (дефектами) или спросом рынка.

Если вы сравните результаты 3D-шутеров Prey и Quake 4, являющих типичными игровыми приложениями, разница в производительности между 1 и 4 Мбайт составляет примерно один шаг по частоте. То же самое касается тестов кодирования видео для кодеков DivX 6.6 и XviD 1.1.2, а также архиватора WinRAR 3.7. Однако, такие интенсивно нагружающие CPU приложения, как 3DStudio Max 8, Lame MP3 Encoder или H.264 Encoder V2 от MainConcept не слишком сильно выигрывают от увеличения размера кэша.

Впрочем, подход Intel, а именно, использование всего доступного бюджета транзисторов, который увеличился при переходе с 65-нм техпроцесса на 45-нм, имеет для микро-архитектуры Core 2 Duo определённую значимость. Кэш L2 у этих процессоров работает очень эффективно, особенно, если учесть, что он общий для двух ядер. Поэтому кэш нивелирует влияние разных частот памяти и предотвращает "узкое место" в виде FSB. И делает он это замечательно, поскольку тесты наглядно показывают, что производительность процессора с одним мегабайтом кэш-памяти невысокая.

С этой точки зрения увеличение размера кэша L2 с 4 Мбайт до, максимум, 6 Мбайт у грядущих 45-нм двуядерных процессоров Penryn (линейка Core 2 Duo E8000) имеет смысл. Уменьшение техпроцесса с 65 до 45 нм позволяет Intel увеличить бюджет транзисторов, и благодаря увеличению объёма кэша мы вновь получим рост производительности. Впрочем, Intel получит выгоду из-за разных вариантов процессоров с 6, 4, 2 или даже 1 Мбайт кэша L2. Благодаря нескольким вариантам Intel может использовать большее число кристаллов с пластины, несмотря на наличие случайных дефектов, которые в противном случае приводили бы к попаданию кристалла в мусорную корзину. Большой размер кэша, как видим, важен не только для производительности, но и для прибыли Intel.