Android Linux Windows

Урбино (Urbino): идеальный город эпохи Возрождения и родина Рафаэля Санти. Из каких отелей в Урбино открываются красивые виды? Urbino италия

  • Выпить капучино на Пьяцца делла Република в центре города. Бесплатно посетить городской музей, открытый по будням. Герцогский дворец тоже открыт для посетителей, но вход стоит 4 евро. В нем множество средневековых картин и скульптур, однако все описания на итальянском. Не забудьте посетить комнаты прислуги в подвале и возьмите с собой свитер, потому что там очень холодно.
  • Вечер четверга – время гуляний в Урбино. Из-за того, что очень много людей из-за границы едут учиться в Урбино, Пьяцца круглый год полна народа. Многие студенты используют площадь как место встречи перед тем, как пойти в один из городских баров. Нет никакого комендантского часа, и веселье обычно продолжается до 3-4 утра, в зависимости от погоды. Несмотря на это, живая студенческая культура не сказывается на городе негативно. Улицы убирают каждое утро между 4 и 5, так что к наступлению дня не остается никаких пластиковых стаканчиков, битого стекла или окурков.

  • Каждую субботу открывается рынок, где можно найти все, что угодно, по достаточно низкой цене. Включая одежду, обувь, постельное белье, фрукты, овощи, морепродукты и мясо. Каждое первое воскресенье месяца открывается рынок антиквариата, в остальные воскресные дни почти все магазины закрыты. Все магазины также закрываются ежедневно с 2 до 4 - на сиесту.

Урбино - столица одной из главных провинций региона Марке в восточной Италии. Старый город Урбино признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Его культурный и художественный расцвет начался в эпоху правления графа Гвидантонио Монтефельтро: тогда здесь работали братья Лоренцо и Якопо Салимбени. В 1422 г. на свет появляется сын графа, Федерико, которому суждено развить отцовские начинания. При нём Урбино становится одним из главных городов Ренессанса.

Вид на город и палаццо Дукале / Shutterstock.com

Памятников здесь немало, но главной достопримечательностью всё-таки является сам по себе город: весь его организм так гармонично вписан в окружающий ландшафт, что просто гуляя по улочкам и площадям Урбино, вы словно осматриваете грандиозный и сложносочинённый монумент. По сторонам то и дело открываются виды на горы и холмы, и замечательные уголки, откуда можно любоваться домами, церквями и другими зданиями, умело размещёнными в урбанистическом контексте. Помимо прочего, в Урбино находится один из старейших в Италии университетов, так что это не просто туристическое место, но и вполне оживлённый город, где много молодёжи.

История

Небольшое древнеримское поселение Урвинум Метауренсе упоминается в описаниях войны остготов с византийцами; военачальник последних Велисарий берёт его под свой контроль в 538 г. Затем следуют периоды лонгобардского и франкского владычества. В 756 г. король франков Пипин передаёт своему союзнику папе Стефану II ряд земель в центральной Италии, включая город Урбино, который таким образом становится частью вновь образованной Церковной области. Позднее в городе образуется свободная коммуна, однако около XII в. она утрачивает власть, переходящую к роду да Монтефельтро.

Окрестности Урбино / Shutterstock.com

Знаменитый полководец Федерико да Монтефельтро правит Урбино с 1444 по 1482 гг. Это период наивысшего процветания города. Федерико, человек с хорошим образованием и умелый политик, проводит в Урбинском герцогстве ряд реформ, а в самом городе устраивает масштабное строительство, основываясь на самых авангардных идеях Ренессанса. В Урбино формируется даже свой собственный извод философии и искусства Возрождения. Городская ткань радикально меняется, структура пространства становится рациональнее и комфортнее для местных жителей, сохраняя при этом изначальное гармоничное сочетание с окружающим ландшафтом. На месте двух старинных зданий возводится новый герцогский дворец (Палаццо-Дукале), проект которого вдохновлён флорентийским Ренессансом.

Палаццо Дукале, фасад с башня / Shutterstock.com

Двор Федерико славился по всей Европе: здесь работали итальянские художники Пьеро делла Франческа и Паоло Уччелло, испанец Педро Берругете и фламандец Юстус ван Гент, архитекторы Леон Баттиста Альберти и Франческо ди Джорджо Мартини, писатель Бальдассаре Кастильоне. Здесь пишутся знаменитые трактаты о математике и архитектуре, о перспективе и о кодексе поведения придворного, здесь обсуждаются вопросы гуманизма и концепции идеального города. Богатейшая библиотека коллекция произведений искусства, собранные герцогом, делают его дворец ещё более роскошным.

Палаццо Дукале / Shutterstock.com

Ещё одно чрезвычайно важное для истории Урбино событие происходит вскоре после смерти Федерико: 28 марта 1483 г. в семье художника Джованни Санти появляется на свет первый и единственный сын, Рафаэль - один из величайших художников всех времён. Русский искусствовед Павел Муратов писал в своих «Образах Италии», что «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино произвел на свет Рафаэля». Урбино для Рафаэля - не просто родной город: изысканная атмосфера герцогского двора и нежные пейзажи, среди которых художник жил до шестнадцати лет, оказали, возможно, решающее воздействие на развитие его таланта.

Центр Урбино / Shutterstock.com

В последующие столетия Урбино возвращается в орбиту Папского государства. Большая часть герцогского собрания произведений искусства оказывается в Риме и Флоренции. Последний короткий период процветания Урбино приходится на начало XVI в., а точнее на понтификат Климента XI, который тоже был родом отсюда. В это время здесь проходит реставрация многочисленных дворцов и церквей. Ещё сто лет спустя Джузеппе Валадье и другие архитекторы перестраивают старый город, проложив несколько новых улиц и обустроив центральную площадь Республики, что облегчило местным жителям передвижение по городу, не искажая его облик.

С 1797 по 1800 гг. Урбино оккупируют французы, которые конфискуют ещё несколько шедевров и перевозят их в Милан, в галерею Брера, и в Лувр. В 1860 г. Урбино входит в состав Итальянского королевства.

Вид на город и дуомо / Shutterstock.com

В ходе Второй мировой войны город не подвергался обстрелам, как многие другие итальянские города. Его уникальное архитектурно-ландшафтное наследие осталось невредимо.

Последний важный этап в урбанистической истории города связан с работой генуэзского архитектора Джанкарло де Карло, который применил современные технологии, чтобы вернуть первоначальный вид нескольким зданиям исторического центра, включая Герцогский дворец, и разработал несколько интересных проектов в русле современной архитектуры для местного университета.

Что посмотреть

Палаццо-Дукале

Палаццо Дукале. Фасад с башнями © Wikimedia Commons

Этот дворец - символ Урбино и роскошную резиденцию его просвещённого правителя - строился в несколько этапов, начиная с 1454 г. Сначала работами руководители флорентийские архитекторы, затем далматинец Лучано Лаурана, Франческо ди Джорджо, и наконец, Филиппо Терци. Строительство продолжается почти сто лет, а намерения заказчиков неоднократно меняются; поэтому результат получается ассиметричным, однако он не лишён гармонии и хорошо сочетается с ландшафтом. Дворец герцогов Урбино по праву считается одним из главных шедевров итальянской архитектуры.

Двор палаццо Дукале / Shutterstock.com

Помимо внешнего облика, в здании примечательны роскошные интерьеры. Можно сочетать их осмотр с посещением Национальной картинной галереи региона Марке, в экспозиции которой представлены такие важные полотна эпохи Возрождения, как «Бичевание Христа» и «Мадонна ди Сенигаллия» Пьеро делла Франческа или «Немая» и «Святая Екатерина Александрийская» Рафаэля. Среди многочисленных залов дворца стоит посетить кабинет герцога, чьи стены покрыты резными деревянными панелями, выполненными по рисункам различных известных художников от Боттичелли до Браманте: они имитируют полки, ниши, мебель, набитые книгами, и другие предметы. Это оптическая иллюзия, созданная с необыкновенным мастерством. Кроме того, здесь когда-то висели портреты выдающихся людей (философов, учёных, докторов церкви) кисти ван Гента и Берругете; 14 из 28 портретов удалось вернуть во дворец, остальные же оказались в Лувре.

Дом Рафаэля

Дом Рафаэля, портал © Dan / Shutterstock.com

Рафаэль родился в доме, который сейчас зарегистрирован как дом 57 по улице его же имени. Дом построен в XIV в.; именно здесь жил отец художника Джованни, также живописец и поэт. Его собственные картины украшают некоторые из комнат наряду с репродукциями работ знаменитого сына, но главное сокровище дома - Мадонна из дома Санти, которую считают первой работой из рафаэлевского цикла Мадонн. Часть дома обставлена как дом-музей, с аутентичной кухней и двориком с колодцем.

Дуомо

Кафедральный собор в Урбино / Shutterstock.com

Кафедральный собор Урбино находится рядом с герцогским дворцом. Он заложен в XI в., перестраивался в XV в., и, увы, был разрушен землетрясением 1789 г. Новое здание по проекту Валадье было возведено в 1801 г. в неоклассическом стиле. На фронтоне помещены пять статуй добродетелей и святых, интерьер имеет форму латинского креста с тремя нефами и величественным куполом, через большие окна которого поступает много света. В правом нефе можно полюбоваться двумя полотнами Федерико Бароччи, крупного художника-маньериста, на которых изображены святой Себастьян и святая Цецилия. Ещё одна его работа - «Тайная вечеря» - украшает капеллу Сакраменто.

Церковь Сан-Доменико

Церковь Сан-Доменико с возрожденческим порталом © patatofriendly.com

Это церковь XIV в. рядом с Палаццо-Дукале снаружи имеет готико-ренессансный облик, а внутри оформлена в стиле барокко. Фасад храма украшен травертиновым протиром с люнетом из глазированной терракоты работы Луки делла Роббья (это копия, оригинал находится в Палаццо-Дукале). В апсиде находились два цикла старинных фресок, которые сегодня хранятся в Национальной картинной галерее региона Марке.

Ораторий Иоанна Крестителя

Фрески Лоренцо и Якопо Салимбени © Wikimedia Commons

Этот небольшой храм знаменит превосходным циклом фресок Лоренцо и Якопо Салимбени, выполненным в 1415-1516 годах. Фрески за главным алтарём изображают Распятие Христа, а фрески на боковых стенах – сцены из жизни Иоанна Крестителя.

Ораторий Сан-Джузеппе

Потолок Оратория Сан-Джузеппе © Leon Reed / Shutterstock.com

Ораторий был воздвигнут в XVI веке на деньги семьи Альбани, наиболее известным представителем которой был папа Клемент XI. Спустя сто лет его перестроили. Он богато украшен фресками Карло Конкалли, изображающими сцены из жизни святого Иосифа, включая рождение Иисуса Христа и бегство в Египет. Некоторые элементы декора были привезены из Рима: две алтарные колонны из красного порфира были позаимствованы из Пантеона, а мраморную статую святого доставили из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано. Весьма ценен вертеп XVI века работы местного скульптора Федерико Брандини.

Церковь Сан-Франческо

Церковь Сан-Франческо. Часть фасада © Fabrizio Pivari / Shutterstock.com

Одна из главных церквей города была построена в XIII веке и значительно перестроена в 1742 году. В ней сохранился фрагмент фресок братьев Салимбени с распятием Христа и алтарная картина «Прощение в Ассизи» Федерико Бароччи. Здесь похоронены видные фигуры Урбино: граф Джудантонио да Монтефельтро, отец Федерико; Джованни Санти с супругой Маджией Чарла и другие деятели искусства и науки.

Кухня

Белый трюфель

В Италии не так много провинций с таким разнообразием вкуснейших блюд в своей кухне. Самый известный местный деликатес – трюфели, которые продаются на специализированных ярмарках в Сант’Анджело-ин-Вадо и Акваланга . Последняя, наряду с пьемонтской Альбой, законодательно считается национальным центром заготовки и торговли трюфелями. Их здесь собирают круглогодично: с октября по декабрь – благородные белые, с января по март – благородные чёрные, с апреля по июни и с июля по сентябрь – чёрный летний («скорцоне») и белый летний («марцуоло») соответственно. Трюфеля любил добавлять в свои блюда Джоаккино Россини: гурман, кулинар и великий композитор.

Белый трюфель © italymagazine.com

Proprio Acqualagna si fregia del primato di capitale del tartufo tutto l’anno. Da ottobre a dicembre c’è il tartufo bianco pregiato, da gennaio a marzo il tartufo nero pregiato, da aprile a giugno e da luglio a settembre è tempo rispettivamente di tartufo nero estivo o “scorzone”, e tartufo bianchetto o “marzuolo”. Proprio i tartufi sono uno degli argomenti usati in cucina da Gioacchino Rossini, grande gourmet oltre che grande compositore.

Кашотта д’Урбино DOP

Кашотта д’Урбино DOP © monte-bianco.ru

Кашотта — это свежий сыр, из овечьего и коровьего молока, весьма ценимый в своё время самим Микеланджело, а сегодня экспортируемый во многие страны мира. Также ценится и ещё один деликатесный сорт сыра – пекорино-ин-фосса («пекорино из пещеры»), производимый в Карточето и Акваланье.

Мясо

Тушеное мясо © destinazionemarche.it

Монтефельтро славится своим мясным животноводством. Бычков породы Marchigiana IGP выращивают согласно многовековым традициям. Из других достижений местного хозяйства отметим ароматную ветчину Прошутто-ди-Карпенья DOP (www.carpegna.com), оливковое масло DOP Cartoceto, ставшее известным далеко за пределами Карточето и окружающих его холмов. Из вин категории DOC нельзя не упомянуть Бьянкелло дель Метауро (по легенде, ставшее причиной кровавой битвы при Метавре между Гасдрубалом и Нероном), Колли Пезарези и Пергола.

Вино

По территории провинции проложено множество маршрутов, посвящённых «нектару богов»: красному Колли Пезарезе, Верначча и Виснер-ди-Пергола, Бьянкелло дель Метауро (напившись которого, согласно легенде, Гасдрубал и его воины проиграли древним римлянам в битве при Метавре в 207 году до н.э.).

Дегустация вина – целое искусство. Лучше, если процесс проходит в спокойной обстановке, например, старинного винодельческого хозяйства. Другие традиционные продукты, которые стоит попробовать в местных ресторанах, — это вишня из Кантьяно, пиво из Апеккио, бобы из Фраттерозы, ветчина из Карпеньи, слоёную лепёшку «креша сфольята ди Урбино», кокрейль «Моретта ди Фано».

Вердиккьо, местный сорт белого винограда © Wikimedia Commons

Как добраться

На самолете

Ближе всего к Урбино расположены аэропорты Анконы, Римини, Форли и Болоньи. :
Aeroporto Internazionale di Ancona — Falconara «Raffaello Sanzio»
Aeroporto Internazionale di Rimini — San Marino «Federico Fellini»
Aeroporto di Forlì «Luigi Ridolfi»
Aeroporto Internazionale di Bologna «Guglielmo Marconi» .

На автобусе

До Урбино можно добраться на автобусах из Пезаро и Фано. Расписание на сайте: Autolinee Bucci .

Ежедневно по рабочим дня в Урбино и Монтефельтро из Рима следуют автобусы-экспрессы (Autolinee Bucci)

На машине

Из Рима сюда ведёт старинная Фламиниевая дорога, проходящая через перевал Скеджа, впоследствии становящаяся шоссе Е45 (на Перуджу).

Направляясь со стороны Флоренции и Ареццо, вам придётся пересечь перевал Бокка Трабария или Бокка Серриола или Бадиа Тебальда или, наконец, Виамаджо.

Из Болоньи сюда ведёт автомагистраль А14. Съезд называется «Пезаро-Урбино». Далее двигаться по шоссе 423 (Урбинате). Убрино находится в 28 км от съезда с автомагистрали, или 30-45 минутах езды.

Из Анконы в Урбино ведёт также автомагистраль А14, но уже в северном направлении. Съезд называется «Фано». Затем по скоростному шоссе Фано-Гроссето по указателям на Урбино. Ехать примерно 30-40 минут.

Один из важнейших центров эпохи Возрождения, исторический центр которого находится под охраной ЮНЕСКО.
Урбино был основан римлянами под именем Урвинум Метауренсе. Большое значение город приобрел в VI в., тогда власть над переходило из рук готов к Византии, затем лангобардам, а потом франкам. До 1200 года город был свободной коммуной.
В ходе борьбы между гвельфами и гибеллинами, Урбино был на стороне гибеллинов.
Историки выделяют отдельный период развития Урбино с 1444 по 1482 гг., когда Синьорией управлял Федериго да Монтефельтро. Федерико – предводитель наемного войска, дипломат, покровитель искусства и литературы. Он провел реконструкцию города, в ходе которой стал современным, удобным и красивым, отвечавшим идеи «идеального города» эпохи Возрождения. Это был период процветания для .
В 1502 г. к власти пришел Цезарь Борджиа.
Урбино был присоединен к папской области. В это время начался упадок города, который продолжался до XVII в.
В конце XVIII в. заняли войска Наполеона, во время которой были вывезены многие художественные ценности.
В начале XIX в. в стали возводиться новые здания, в том числе был построен Кафедральный собор.
В 1860 г. город вошел в состав объединенной Италии .

Расположен на двух крутых холмах, здесь не найти горизонтально расположенных улиц и широких проспектов, крутые подъемы сменяются обрывистыми спусками. Узкие улицы, вымощенные булыжниками, окружены старинными дворцами с каменными стенами и небольшими окошками.

Урбино. Марке.

Урбино называют идеальным городом эпохи Возрождения. «Идеальный город» - это термин, означающий город-мечту, созданный человеком для своего удобства и красоты. И хотя возвести полностью идеальный город так и не удалось в реальной жизни, был очень близок к этому.
В историческую часть ведет улица via Aurelio Saffi, хотя вернее сказать не ведет, а поднимает. Это одна из самых крутых улиц города, которая взбирается на холм почти вертикально.


Урбино. Марке.

Via Aurelio Saffi – кардо древнеримского города, она пересекает с севера на юг и заканчивается на площади piazza Rinascimento.
Но сначала улица приводит на Piazza Duca Federico , это маленькая площадь - сердце , где находятся основные постройки города.
Герцогский дворец – Палаццо Дукале , является ярким примером архитектуры Возрождения и одной из самых красивых построек города. Сейчас здесь размещается Национальная галерея Марке.


Урбино. Марке.

Федериго да Монтефельтро решительностью, коварством и острым умом проложил себе дорогу к власти, с ним считались все без исключения, а народ любил его. При этом Федериго был человеком утонченным, ценителем искусства и прекрасного. Решив сделать из «идеальный город» Возрождения, он расширил и перестроил небольшой замок. С этой целью были приглашены лучшие мастера своего времени – Пьеро делла Франческа, Лука Пачоли, Джорджо Мартини, Лучано Лаурана, Паоло Уччелло. Строительство нового дворца началось в 1454 году, оно состояло из нескольких фаз под управлением разных архитекторов, несмотря на то, что дворец не был закончен, он является одним из самых красивых зданий эпохи Возрождения в Италии.
К дворцу примыкают герцогские конюшни , которые вмещали 300 лошадей. Рядом находится Винтовая лестница. И то и другое работа архитектора Франческо ди Джорджио Мартини. Лестница была выполнена по приказу герцога Федериго III да Монтефельтро во второй половине XV в. и соединяла дворец с конюшней. В XIX в. над винтовой лестницей был надстроен театр Санцио по проекту Винченцо Гинелли.


Урбино. Марке.

Рядом находится Кафедральный собор , выполненный в неоклассическом стиле архитектором Джузеппе Валадьер в XVIII-XIX вв. после того, как он был разрушен землетрясением в 1789 году.


Урбино. Марке.

Перед герцогским дворцом распложена церковь Святого Доменика , возведенная в XIV в. , но перестроенная в 1729 г. В итоге церковь представляет смесь двух стилей – готики и ренессанса. Когда-то церковь принадлежала монастырю, но во второй половине XIX в. монастырь сломали.
Продолжим путь по Via Vittorio Veneto . Это одна из главных улиц исторического центра , которая соединяет две площади: piazza Duca Federico и piazza della Repubblica, т.е. политический и экономический центр города.
Площадь piazza della Repubblica имеет трапециевидную форму, современный вид она приобрела в XIX в. От площади расходятся пять улиц: via Raffaello, via Battisti, via Veneto, via Mazzini и Corso Garibaldi. В центре площади находится фонтан, выполненный по проекту Диомеде Калалуччи в 1927 году. Раньше на площади находился городской рынок.


Урбино. Марке.

На Via Giuseppe Mazzini находятся одни из самых красивых зданий .
Via Raffaello круто поднимается вверх, на ней под номером 57 расположен дом, где родился всемирно известный художник Рафаэль Санти в 1483 году. Здесь можно полюбоваться фреской молодого художника и картинами его отца Джованни Санти.

Этот город, как никакой другой, связан с одним именем: с 1213 г. здесь у власти находился аристократический род Монтефельтро, в XV в. получивший герцогский титул. Герцог Федерико да Монтефельтро (1444 -1482) сделал Урбино идеальным ренессансным городом и одним из центров итальянского гуманизма. Построенный из кирпича город сохранился с тех пор в практически первозданном виде, а с 1998 г. он занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В XV в. здесь жили и творили такие художники, как Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Мелоццо да Форли и Джованни Санти, отец великого Рафаэля, уроженца Урбино (род. 1483). Друг Рафаэля Бальдассаре Кастильоне при дворе герцога Федерико писал свой трактат «О царедворце» («Il Libra del Cortegiano») - одно из знаменитых литературных произведений эпохи Возрождения, в котором автор описывает идеал гуманистически образованного «универсального человека».

Урбино - родина художника Рафаэля Санти, в доме его семьи ныне размещается музей. На одной из стен - приписываемая Рафаэлю фреска. Рафаэль повлиял даже на развитие майолики, которой спустя 500 лет по-прежнему славится его родной город.

Сегодня Урбино - провинциальный город, где жизнь сосредоточена вокруг основанного в 1506 г. университета и других учебных заведений; 20 тыс. студентов по численности превосходят количество жителей города (15 тыс. чел.).

Что посмотреть

Палаццо Дукале

Палаццо Дукале - Герцогский дворец - возвышается над Урбино. Дворец стал образцом для всех дворцов эпохи Возрождения, его обязательно стоит посетить, чтобы полюбоваться экспонатами одной из самых обширных коллекций живописи Возрождения. В палаццо располагается Национальная галерея Марке. Кажется вполне уместным, что герцог, построивший дворец, был легендарным кондотьером, однако Федерико II да Монтефельтро уважали во всей Европе как тонкого дипломата и искушенного покровителя искусств и литературы. К его двору собирались выдающиеся гуманисты, ученые и художники, такие как Пьеро делла Франческа. Его картина Бичевание Христа является одной из достопримечательностей галереи. Масштаб дворца не слишком очевиден при взгляде из города. В нем 500 комнат, а студиоло герцога - шедевр маркетри в стиле оптической иллюзии. Под дворцом расположен целый лабиринт переходов и пещер, где размещались помещения для слуг, кухни и конюшни.

Собор

К герцогскому дворцу примыкает собор. Его строительство, начатое одновременно с дворцом, закончилось в 1604 г. возведением купола. Во время землетрясения 1789 г. собор сильно пострадал и в 1789-1801 гг. был отстроен заново в стиле классицизма. Его внутреннее убранство украшают картины XVII-XVIII вв., в том числе произведения урбинского барочного живописца Федерико Бароччи (около 1535-1612). Из правого поперечного нефа можно попасть в музей собора. Стоит посмотреть также грот-молельню (Oratorio della Grotta) с гробницей Федерико Убальдо - сына последнего урбинского герцога. Вход - с левой стороны собора.

Сан-Доменико

На другой стороне Пьяцца-Ринашименто, украшенной в 1737 г. египетским обелиском, стоит бывшая доминиканская церковь Сан-Доменико, для которой в 1451 г. архитектором Мазо ди Бартоломео был создан ре-нессансный портал, украшенный терракотовой скульптурой Богоматери работы Луки делла Роббиа. Оригинал находится в Герцогском дворце. Средоточие городской жизни Урбино - Пьяцца-делла-Репубблика (площадь Республики), лежащая ниже дворца и собора. Ее ансамбль замыкает массивное здание Колледжо Раффаело начала XVIII в. Сегодня здесь размещен музей «Кабинет физики», где экспонируются старинные научные приборы. А чуть дальше, на Via Raffaello, стоит дом, в котором появился на свет и прожил первые десять лет жизни Рафаэль. В конце узкой Via Barocci, отходящей от Пьяцца-делла-Репубблика, расположены часовни святых Иосифа и Иоанна Крестителя - Oratorio di San Giuseppe и Oratorio di San Giovanni. В одной из них можно увидеть скульптурную композицию работы Федерико Брандани (XVI в.), изображающую Рождество Иисуса Христа, в другой - великолепные фрески Лоренцо и Якопо Салимбени, завершенные к 1416 г.

Ущелье Фурло

Примерно в 20 км юго-восточнее Урбино, между Калмаццо и Аква-ланьей находится ущелье Фурло с впечатляющими отвесными стенами. В самом узком месте ущелья находится туннель длиной 37 м. По нему проходит одна из древнеримских дорог - Via Flaminia (Фламиниева дорога). Надпись перед входом гласит, что проложен туннель был в 76 г. н.э. при императоре Веспасиане. Рядом - Малый туннель, построенный консулом Фламинием в 217 г. до н.э.

Идеальный город ещё с уроков истории у меня прочно ассоциировался с «Городом-солнце» Томмазо Компанеллы. Но учитывая, что идеальным у него было общество, где женщины (заметте опять женщины, а не мужчины) были общими, а дети после первых месяцев грудного вскармливания, передавались в общественное ведение, при этом полностью отрываясь от родителей. Когда женщине за накрашенные губы и высокий каблук полагалась смертная казнь, а приводить приговор в исполнение должны были все жители города (растерзание на мелкие части что-ли) то, как у собаки Павлова на еду возникало слюноотделение, то и у меня на словосочетание «идеальный город» возникал безусловный, но противоположный собакиному — рвотный рефлекс.

Каков же было мое удивление, когда я узнала, что идеальный город-таки был построен. К счастью случилось это за 150 лет до написания пресловутого «триллера-утопии» Компанеллы, что исключало узаконивание в нем безобразий, описанных писателем, по совместительству, на минуточку, священником.

Город построил солдат. Нет, он конечно не был рядовым пехотинцем или лучником. Он был и графом, а потом стал и герцогом, но не смотря на свои титулы, он оставался всегда военным человеком — кондотьером. Герцог Урбино — Федериго да Монтефельтро, незаконный сын Гвидантонио — правителя Урбино, но еще не герцога, наследовал владения отца лишь после смерти сводного брата, законного сына — Оддантонио. Большую часть свой жизни в чине законного правителя, он выплачивал долги, которые его сводный брат наделал лишь за год своего правления.

Небольшое отступление — финансовое. Как-то раз то-ли венецианцы, то-ли флорентийцы предлагали Монтефельтро отступного в размере 80 тыс.дукатов за неучастие в сражении, неустойку так сказать. Тогда как годовой доход банка Медичи по тем временам составлял лишь 20 тысяч дукатов в год. Это чтобы размер «зарплат» кондотьеров был вам понятен. И еще понятно на какие шиши они могли возводить замки и города подобные Урбино.

15


Этот человек, с профилем исчезнувшей австралийской птицы додо, успел послужить и миланцам, и флорентийцам, и неаполитанцам, и папе. Институт кондотьеров очень часто принимают за эдакую свору разбойников, за деньги готовых воевать хоть родину-мать. Но по большому счету — это были топ-менеджеры военного дела. Как говорится, «ничего личного, только бизнес». Подлецов среди них было, учитывая сферу деятельности, не меряно, но попадались и порядочные люди.

7


Верблюд - это современная композиция перед палаццо Дукале в Урбино. А портрет Федериго и его сына Гвидобальдо из галереи Марко, в палаццо находящейся. Художник Pedro Berruguete (1476 год).

Федериго был из таких, порядочных. Его войско было ему всегда лояльно. Он заботился о семьях погибших солдат, выдавая дочерям, оставшимся сиротами, приданое. В периоды, когда не воевал, он не сидел за высокими заборами, запросто гуляя по городу без охраны. Собирал рукописные книги, был меценатом, ему даже титул присвоили «Светоч Италии». И еще он строил город — свой идеальный город — город Урбино.

1 из 2

Когда я ехала в Италию в этот раз, уже немного поднаторев в пользовании своим фотоаппаратом, я прям вся измечталась-испросилась, чтобы послали мне погоду с тучками (но без дождя разумеется), при которых виды получаются нууу очень живописные. И таки в Урбино, город, который я хотела посмотреть больше всего из этого моего вояжа, тучки на небе плавали очень красочные.

1 из 2

Пересев в Пезаро из поезда в автобус, мы покатили в сторону Урбино. (Билет стоил 3,70 евро. Лучше брать сразу в оба конца. Там же вам выдадут расписание.). Автобус оказался не абы какой, а двух-этажный, с панорамным окном на втором этаже. В автобуе кроме меня ехало ещё человек 5, а наверху, куда я неприминула забраться, сидел лишь один дядечка. Видимо ему эта дорога была известна, как его 5 пальцев и он просто читал книжку. Я же выпучила глазки, достала из сумки фотоаппарат и приготовилась. Но, как это часто получается, пока ты разеваешь рот на какой-то распрекрасный вид за окном, автобус уже унес тебя за сотню метров от него и снять что-то более-или-не менее приличное не получилось. Зато я видела, как тренируются велосипедные команды перед Джиро де Италия . И команду Астаны в небесно голубых, как дамское стародавнее исподнее, костюмах видела.

9


Снято из окна автобуса.

Ехали мы не долго, не коротко, а минут 40. При подъезде к Урбино дорога петляла змеей и город, стоящий на двух холмах: Метауро и Фолья, то появлялся, то исчезал, как пустынный мираж. Именно этим холмам Урбино и обязан своим названием, переводимым, как «Двойной город» — «Урбе бина».

15


Снято из окна автобуса.

Прибывает автобус к воротам Волбона на Borgo Mercatale.

От них довольно круто вверх идет очень узнаваемая, типично итальянская улица via G.Mazzini, очень похожая на улицу Пиньолио, например, что в Нижнем Бергамо .

9


Выходит улица на площадь Республики, которая, республика в смысле, звучит на всех европейских языках почти одинаково, а вот площади её имени выглядят по разному. Урбинская выглядит таким образом.

5


Площадь Республики с неработающим фонтаном и порталом XVI века церкви св.Франциска.

А теперь расскажу, куда это я так резво зашагала, даже не зайдя по дороге в дом-музей Рафаэля, расположенный на улице его же имени. Про Рафаэля рассказ будет ниже. А я все ползу и ползу наверх по удице Рафаэля и доползаю до площади с памятником все ему же — Рафаэлю.

12


Памятник Рафаэлю 1897 года.

Памятник воздвигли благодарные потомки в самом конце Х!Х века. А эти мелкие, надо полагать, сами потомки и есть. Правда потомки этих потомков зачем-то почти все пипки херувимам поотбивали. На память что-ли?

10


Деталь памятника Рафаэлю.

Вокруг памятника Рафаэлю стоят бюсты знаменитых урбинцев. Там и папе рафаэлескому — Джованни бюст стоит и Браманте — уроженцу Урбино. Именем Браманте в городе тоже улицу назвали. Только она покороче и отходит вправо от улицы Рафаэля, если стоять к памятнику лицом. Запомните эту улицу, она нам в конце прогулки очень пригодится. Браманте очень похож на бабуина, о чем я сразу же подумала, увидав его бюст. И чуть-чуть зазевавшись, тут же, после этой мысли, споткнулась о брамантовский постамент. Вот ведь, говорили очевидцы, что архитектор обладал неуживчивым и склочным характером.

День был субботний. На площади перед памятником развернул кибитки с нехитрым скарбом передвижной рынок. Зеленушка, пижамки, всякая мелочевка. Приезжих никого, местные ходят, покупают. Полицейские снуют между рядами и покупателями. Вот к одному из них я и обратилась с вопросом:

— А как, друг мой любезный, итальянский полицейский, найти мне необыкновенной красоты вид на палаццо Дукале? — и полицейский мне ответил:

— А иди ты, девица синьора-красавица, вот туда!

И ручкой мне направление указал. А я вам сейчас это направление словами опишу. Ничего неприличного в его жесте не было и в моих словах тоже, разумеется, не будет.

Встаньте спиной к памятнику, пройдите несколько шагов вперед, как бы возвращаясь по ул. Рафаэля. Увидите на углу, справа маленькую церковь degli Scalzi, за нее заходит улица via dei Maceri (название улицы на карте у меня написано так мелко, что ручаюсь только за первые 4 буквы, две последние не вижу четко, но вроде такие). Пройдите вниз несколько десятков метров, не забывая поглядывать на открывающиеся за каждым поворотом обалденные виды,

28


и выйдите к крепости Альборноса. И вот там будет вам счастье, как было оно дано мне.

17


Сказать, что от этого вида захватывает дух — это не сказать ничего. Дом, который построил Федериго, как огромный муравейник. Но в этом хаосе кирпичей четко прослеживается гармония и перспектива, основы которой именно здесь, при дворце урбинского герцога разрабатывал Пьеро делла Франческа.

13


Строительство дворца началось в середине 15 века. Своеобразие композиции комплекса в Урбино обусловлено двойственным назначением дворца, который должен был одновременно служить и укрепленной княжеской резиденцией, и, в то же время, роскошным дворцом гуманиста и мецената. Первым архитектором здания стал флорентинец Масо ди Бартоломео, создавший план нового дворца.

Кому интересно, тот про строительство дворца, которое длилось почти 100 лет почитает, статей на эту тему не мало. А тот, кто увидит это чудо воочию, напрочь забудет все цифры, имена и даты и просто будет смотреть. А потом начнет фотографировать, ничего вокруг при этом не замечая.

Вот и я, ничего не замечая, первый раз за всю свою жизнь, замшевым сапогом вляпалась в свежую, нежно желтого цвета, большую, собачью кучку. Вот в аккурат под этим деревцом.

12


Надо сказать, что итальянцы не утруждают себя сбором «собачьих неожиданностей», но дворники там работают хорошо и улицы выглядят вполне пристойно. Здесь же была не улица, а лужок, на котором резвились виновники потенциальных кучек. Эта парочка так упоительно носилась друг за другом, что смотреть на них было не меньшим наслаждением, чем на палаццо.

1 из 2

Часа полтора я провела запечатлевая дворец на все виды памяти, как фотографической, так и своей личной. Но при этом все время думала, а как бы мне за заборчик, которым огорожена стройка, отделяющая крепость Альборноса от палаццо, перелезть. Стройка, кстати, идет не первый год, судя по фотографиям, сделанных другими гражданами и в другие годы. И я таки дырочку нашла. А поскольку день был выходной, то грубого слова мне никто не сказал. Но нового я там для себя ничего не обнаружила. Еще пару раз щелкнула для порядку, вздохнула, что вот так приходится уходить, а не хочется, а надо!

8


Вот в аккурат у этих самых ворот я на эту стройку десятилетия и пролезла. А еще под крылом у этого "орЁла" была дивная паутина с паучком. Но мой фотоаппарат оказался к паучьей красоте нечувствительным.

Ой, забыла совсем! А виды-то на окрестности. Ослепительные виды! Полюбуйтесь.

1 из 3

Пора было начинать осматривать город, ведь видом единым сыт не будешь. Палаццо Дукале подмигивало мне при каждом повороте узких, кривых улочек Урбино.

15


Ораторио сан Джиованни.

Мало того, что улочки были кривые и узкие, так они ещё то поднимаются, то опускаются. А шла я к дому Рафаэля, стараясь в этих краснокирпичных хитросплетениях не потеряться. И, конечно же, заплутала. По дороге попадались ресторанчики, буквально затерянные в малюсеньких переулках. Как их люди находят-то. И народу там мало—мало. И вдруг я наткнулась на церковку. Висит на ней плакат «Ораторио Сан Джиованни». Причем площадка перед ораторией этой пустынна и не известно открыта она или нет. И, о чудо, оттуда вышли люди.

11


Ораторио Сан Джиованни и фреска из этой церкви.

— А почему чудо? — спросите вы,

— А потому что, если бы люди оттуда не вышли, то я бы за ручку двери не подергала и внутрь бы не зашла. И много бы потеряла. Ооочень много. За неприметным фасадом началы двадцатого века, перестроенным по проекту Диомеда Каталуччи, скрывается совершенное сокровище.

Малюсенькая церковь, построенная в 1365-м году и расписанная братьми Лоренцо и Джакопо Салимбени в ХV веке, служила когда-то пристанищем для паломников и больных. Она, как вывернутая на изнанку парчовая руковица. Вся её красота скрыта внутри.

Краски настолько яркие, будто их наносили вчера. Понятно, что реставраторы потрудились на славу, но ощущение того, что создатели фресок на минуту вышли, только что завершив работу, просто витает в воздуже этой шкатулки, у которой расписаны внутренние стенки.

Удовольствие лицезреть это все не бесплатное. Билет — 2.50 евро. Но что там деньги, когда эта неожиданная красота просто оглушет. И стоишь пораженная и ошарашенная увиденным чудом. Если что, не пропустите. Постарайтесь найти эту церковь в паутине урбинских улиц.

К Рафаэлю.

То, что Рафаэль Санти родился в Урбино понятно даже исходя из версии одного из его имен — Рафаэль Урбинский (1483-1520). Папа Рафы служил художником при дворе Федериго и если говорят, что «природа на детях отдыхает», то в данном случае отдыхала она на папе, видимо набираясь сил, чтобы родить такое чудо, как Рафаэль. Потеряв в 8 лет нежно любящую мать, а в 11 отца, в 16 он уезжает учиться живописи у Перуджино, который жил в городе Перуджа!

13


Скульптура юного Рафаэля из дома-музея в Урбино. Автора не помню, а табличку забыла сфотографировать.

Где-то читала, что жила семья Санти в невыносимой тесноте. Я не знаю, каковы у писавшего эти строки понятия о тесноте, но по моим московско-израильским меркам, домик был вполне себе пристойный, просторный и этажа на 3. Приобрел его Джованни в 1460-м году, когда поступил на службу к Федериго. Чтобы вам легче было его найти, хотя он находится, практически, на углу площади Республики и улицы Рафаэля, по левой стороне, дам в помощь ориентир — бывшая больница Оспетаре дела Мизеркордия.

4


Портик бывшей больницы Оспетале дела Мизеркордия и картина Джованни Санти "Святой Себастьян", хранящаяся в доме-музее Рафаэля.

Я мемориальные музеи посещаю редко, зная, что как правило от знаменитости, в ней жившей, мало что осталось. А в данном случае, за 6 столетий, так и совсем ничего. Может только стены. В принципе, я не ошиблась в своих суждениях. В музее (Вход стоит 3 евро. Билет покупала в открыточном киоске справа от входа уже в вестибюле музея) полно всякой всячины: реконструкция черепа Рафаэля, копии его портретов и автопортретов, пару папиных работ, немного керамики фривольно-садистского толка, да, по большому счету и все. Но была у меня там конкретная цель — мадонна, которую, по некоторым источникам написал по сырой штукатурке юный Рафаэль, а по последним данным — это работа его отца.

Спорить с экспертами-специалистами дохлый номер, но по мне — это работа Рафаэля. Да и в самом музее рядом с фреской написано, что это его произведение. Сейчас покажу пару работ папы Джованни из галереи Марке, которая находится в палаццо Дукале. Вот они.

5


Мадонны Джованни Санти из галереи Марке.

А сейчас посмотрите на фреску мадонны из дома Рафаэля.

Сравните её с его ранней, 1502 года « Мадонной Конестабиле.»

Фоном этой «Мадонне», хранящейся в Эрмитаже и чудом не проданной в советские времена, служат виды Урбино. По-моему, фреска и «Мадонна Конестабиле» ближе и композиционно, и по настроению. Но утверждать с пеной у рта не буду. Джованни обожал свою жену, и кто знает, может в порыве этого чувства он и создал самое возвышенное свое произведение, так и лучащееся светом и любовью. Фотографировать в музее нельзя. Но то-ли из-за субботы, то-ли ещё по какой причине, никаких надсмотрщиков в комнатах не было, да и посетителей кроме меня тоже. Поэтому я фотографировала почти не таясь.

То, что жители Урбино используют образ художника в корыстных целях, это как бы и ежу понятно. Они не хуже зальцбуржцев, которые и едят Моцарта, и пьют его, и рестораны, и гостиницы его именем называют. Гостиницу с именем художника я нечаянно обнаружила,

15


а ресторана нет. Но ресторан под названием «Форнарина», на via G.Mazzini, мне попался. Ресторан по раннему времени суток был закрыт и я не поняла, или там девицы, столь легкомысленно одетые, еду подают, или еще какие услуги оказывают? Ну, думать надо, такую вывеску вешать. Тем более, что Форнарину Рафаэль писал и в гораздо более прикрытом виде.

2


Ресторанчик на улице Via G.Mazzini.

А я по улице via Vittorio Veneto, отходящей с другой стороны площади Республики пошла к Урбинскому Дуомо и палаццо Дукале, где расположена галлерея Марке.

5


Виа Витторио Венетто с колонной, на которой святой Георгий опять убивает бедного змея!

Дуомо своим белым, неоклассическим фасадом очень выбивался из общей, песочной гаммы, но сказать, что вызывал отторжение, я не могу. Может быть как раз на контрасте с кирпичными палаццо Дукале и готической церковью святого Доменика он смотрелся совсем не плохо. Другое дело, сколько я таких фасадов повидала.

1 из 2

Урбинский дуомо на площадь Федериго.Неоклассический фасад Дуомо из фурлийского камня украшен пятью статуями на фронтоне, три статуи представляют христианские добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), на скатах крыши расположены статуи святого Августина (слева) и святого Иоанна Златоуста (справа). Еще две статуи (покровитель города святой Кресцентин и блаженный Майнардо) размещаются по сторонам парадной лестницы. Под фронтоном надпись со словами благодарности Урбинскому университету, профинансировавшему работы по строительству крыши.

Поэтому заскочив на минуточку в Дуомо, я направилась в галерею Марке, которая квартирует в доме Федериго.

Палаццо Дукале и приютившаяся там галерея Марке.

7


Парадный внутренний дворик палаццо Дукале(«Cortile dOnore», «двор славы»)

Между колоннами метался огромный мужик и что-то нечленораздельно вскрикивал.

— Сумасшедший, — подумала я, прячась за колонной. Среди мешанины его слов я вычленила пару русских слов.

— Русский сумасшедший. Стендалева болезнь, — опять подумала я, плотнее вжимаясь в колонну. А потом по стеночке, по стеночке, пытаясь не встретиться с мужиком глазами, пошла осматривать гигантские изразцы, ранее украшавшие дворец герцога.

3


И тут опять в эту мою тихую и умиротворенную пасторальность ворвался тот же дядька, но уже в сопровождении двух дам, выглядевших в точности, как женщины, описаные поэтом Некрасовым. Вот приблизительно таких статей, как эта Мадонна.

8


Картина из собрания галереи Марке 15 века. Художника не помню.

Как же мужичок жаловался и причитал, что его эти бессовестные бабы бросили и не подождали, а он их битый час бегает ищет. Не смотря на то, что орал он сообразно своему росту и весу, мне его стало даже как-то по-матерински жалко. Такой большой и такой потеряный. А супруга гладила его по темечку и тихонько утешала.

На этой счастливой ноте, когда «ищущий да обрящет», я, заплатив 5 евро, пошла смотреть на экспозицию. Хоть 5 евро и не большие деньги, но собрание не тянуло даже на них. Когда род Федериго прервался, в начале ХVI века, Урбино перешел во владение семейства делла Ровере, которые начали разграбление сокровищ дворца. А уже в 1626-м году, когда папа Урбане VIII окончательно прибрал Урбино к рукам, то ручеек превратился в полноводную реку. А уж наполеоновские войска выгребли все под чистую.

Даже со стен соскоблили все, что смогли. Правда несколько очень интересных экспонатов там все же имеется. Например, картина Рафаэля «La Muta» — Немая, в которой он то-ли подражает леонардовской Джоконде, то-ли спорит с Да Винчи. Но она мне очень нравится. Картина, кстати, совсем недавно там появилась. Только в начале этого века. Его передали из галереи Уффицци. Думаю, чтобы восстановить хоть какую-то справедливость. Из рафаэлевского там есть еще маленькая картинка — св. Катерина.

7


"La Muta" - Немая. Картина Рафаэля Санти из собрания Марке, переданная ей галереей Уффици.

5


"Бичевание Христа".

а во-вторых «Сенигальская Мадонна», которая не смотря на довольно экзотические лица самой Богоматери, младенца-Спасителя и остальных действующих лиц, никакого отношения к государству в Северной Африке-СенЕгалу не имеет. А имеет к городку Сенигалья, который Федериго де Монтефельтро подарил своей дочери в виде приданного, как и картину. Знающие люди говорят, что делла Франческа здесь подражал Византийским иконам.

3


"Сенигальская Мадонна".

Вот пожалуй самые яркие впечатления от галереи Марке. Замерзла я там жутко. Первый раз за больше, чем 2 десятилетия, я вспомнила, что такое, когда не чувствуешь пальцев ног. Вышла на свежий воздух. Солнышко припекало.